Алексе й льво вич хвосте нко

Биография Алексея Хвостенко

Алексей Львович Хвостенко. Подробная биография. Читать онлайн

Алексе́й Льво́вич Хвосте́нко (известный как Хвост) родился 14 ноября 1940 года в Свердловске, спустя неделю после очередной годовщины Октябрьской революции. Его дед – горный инженер и оперный певец Василий Хвостенко, эмигрировавший ещё до революции вернулся в Россию из Англии в тридцатые с сыном Львом и довольно скоро стал профессором одного из ВУЗов Свердловска. Тайком бабка Алексея показывала афиши с выступлений Василия Хвостенко в Нью-Йорке, Париже, Лондоне. По её рассказам Василий Васильевич был дружен с Шаляпиным и являлся его большим поклонником. Своими выступлениями он вполне мог прокормить семейство.

Его расстреляли в конце тридцатых как врага народа. Отец Алексея — переводчик Лев Васильевич Хвостенко (1915—1959). Мать — Ирина Ивановна Хвостенко (дев. Бояркина; 1916—1987), оставила Льва Васильевича в 1946 году, когда Алексею было шесть лет, и отец с сыном переехали в Ленинград.

Лев Васильевич отдал сына в привилегированную английскую школу «на Фонтанке», которую он и закончил. Отец Алёши проживёт недолго – в 1959 году его не станет. Алексею тогда было всего девятнадцать. Позже он запишет несколько песен на стихи отца – и свои («Вор») и переводные (старинная английская баллада «Стоят цыгане у ворот»).

Уже сиротой Алексей продолжает учиться, поступив в Высшую школу искусств.

Вообще в начале 60-х годов он пытался учиться в нескольких ВУЗах – Мухинском училище, Институте им. Герцена, а затем пошел учиться режиссерскому мастерству в ЛГИТМиК, к знаменитому режиссеру и художнику Николаю Акимову. Когда, позже, он серьёзно займётся живописью, то будет вспоминать, что первый и единственный урок рисования в жизни ему дал монгол из ленинградской Академии художеств, зарисовывавший бюст Маяковского.

Перед театральным институтом Хвост увлекается битниками, Поллоком и поп-артом, читает Гинзберга и Керуака. Подобно многим молодым питерцам Хвостенко зовёт себя битником, разгуливая в рванье с нечесаными, грязными волосами.

Алексей Хвостенко стал одним из завсегдатаев легендарного кафе «Сайгон», где позже собирался цвет питерского рока, а в 60-е назначали встречи поэты и философы. Там он познакомился с Анри Волхонским, который стал его другом и соавтором на долгие годы.

В начале-середине шестидесятых у Хвостенко обостряются проблемы с работой. То есть он как бы уже нигде и не учится, но работает лишь на «левых» заработках – то мыловаром в прачечной, которую он таки залил мылом, то конюхом на кухне зоопарка – развозит еду по клеткам на хромом коне Цыгане, запихивая её в пасти животных, а то – фотографом в Крыму на пляже.

Деньги пропивал в Коктебеле, на «Киселёвке» — даче, где жил художник Юра Киселёв, иногда – пел в доме Волошина. К Киселёву приезжали все кто угодно – помогали дом достраивать. Сам Хвост больше спаивал гостей. Кончилось всё это зимним пожаром, и «киселёвка» — сгорела.

В 1963 году Хвост создаёт Верпу – небольшое литобъединение, получившее название по маленькому якорю и музе. Девиз Верпы «Каждый делает что хочет» он берёт из «Телемского аббатства» Рабле.

Чуть раньше, чем Бродского его судят за тунеядство. Бродский ходит просить за Хвоста. В то время по Питеру расходятся фельетоны о тунеядцах Ентине, Роме Каплане, Бродском и Хвосте.

Когда Хвоста в первый раз арестовали – он писал, стихи и готовился к поступлению. Затем его арестовывали ещё два раза, но не судили, а сразу сажали. Первый раз на месяц упекли в Пряжку – на койку Бродского. Дальше – хуже. Полгода он провёл в Ленобласти, в психбольнице на инсулиновой шокотерапии.

В 1965 в самиздате он публикует свою первую книжку стихов — «Подозритель», а в 1966 году входит в группу хеленкутов.

В 1968 году Хвостенко переезжает в Москву, становясь активным деятелем столичного художественного андеграунда. Создает минималистскую поэму «Я живу в Измайловском зверинце». Пишет картины, сочиняет и подпольно публикует стихи и песни. В сотрудничестве с Анри Волохонским создал и исполнял ряд песен, ставших известными, в частности «Город золотой» и «Орландина». В 1972 г. появляется, пожалуй, самая известная песня, которую довелось петь Хвосту – «Над небом голубым» или «Рай», впоследствии перепетая БГ в «Ассе» Соловьёва. Музыка была взята с пластинки Вавилова «Лютневая музыка XVI – XVII вв.».

В 1977 г. его ставят перед выбором – высылка или арест и он выезжает в Париж. Во Франции с Владимиром Марамзиным Хвост издаёт журнал «Эхо». И в России и во Франции Хвост жил примерно одинаково – играл и пел, не мешал никому.

Во Франции Хвост отдаётся творчество – скульптура, живопись, реклама, выставки в сквотах – нелегальных «коммунах» богемы в заброшенных помещениях. На рю Жюль-етт Додю, рю Бобиньи и на Гранже он ставит спектакли, в частности – превращённую им в оперетту пьесу «На дне», где он играл роль Луки. Сквотов пришлось сменить около пяти, пока Хвост – уже легально – не осел в Симпозионе. В 70-х Хвост несколько месяцев жил в Израиле, у Миши Гробмана. Когда ему захотелось обратно в Париж, ему сделали концерт в «Цавта» он собрал денег на билет, и полетел в Париж через Лондон. В Лондоне задержался на два года – подружился с русской и записал «Прощание со степью».

В 1981 году в Лондоне Алексей Хвостенко записал альбом «Последняя малина», запись прошла с двумя парижскими цыганами: Паскалем де Люшеком и Андреем Шестопаловым. В 1989 году снимается вместе с группой «Митьки» в фильме «Митьки в Париже». Вместе с Владимиром Толстым, Константином Кедровым и Игорем Холиным участвует в фестивале авангарда в Тарасконе (сб. «Транстарасконщина» Вивризм Париж, 1989). В 1991 году в Москве и в Париже выходит сборник «Чёрный квадрат» (Константин Кедров, Генрих Сапгир, Алексей Хвостенко, Слава Лён; с предисловием К. Кедрова).

Читайте также:  Почему молодым людям необходимо знать о вич

Был знаком и дружен со многими талантливыми людьми, поэтами, артистами, музыкантами и писателями, живущими в Париже, в том числе выше упомянутыми Иосифом Бродским, Анри Волохонским, Владимиром Аллоем, Виталием Амурским, Жанной Астер.

Ставил перформансы, выступал с концертами.

В Россию он — поначалу виртуально — вернулся лишь после того, как в 1989 заглянул на концерт в парижский клуб «Locomotive», где в тот вечер выступали советские группы КИНО, ЗВУКИ МУ и АУКЦЫОН. С лёгкой руки последних Алексей Хвостенко и был «открыт» для новых поколений российских слушателей. В декабре 1990 он — впервые после долгого перерыва — вернулся в Питер и дал серию концертов в сопровождении музыкантов АУКЦЫОНА (один из них позднее был издан под названием «Верпования»), а в 1992 записал ставший настоящей сенсацией альбом «Чайник вина», песни из которого моментально стали хитами. Помимо АУКЦЫОНА песни Хвоста пели и другие исполнители, но наибольший успех из них имела «Орландина» в исполнении девичьей вокальной группы КОЛИБРИ. (Кстати, с 2002 по 2005 в Питере существовал одноименный клуб, названный именно в честь этой песни. Однажды Хвостенко даже довелось выступить на его сцене.)

Примерно в то же время в Париже был записан экспериментальный джазовый альбом «Говорящие птички», на котором с Хвостенко играли Алексей Давшан и Камиль Чалаев (экс-ДИССОНАНС, РОК-АТЕЛЬЕ и пр.), а также альбом городских романсов, вышедший лишь в 2004.

С лёгкой руки лидера АУКЦЫОНА Леонида Фёдорова сотрудничество его группы и парижского изгнанника продолжалось и дальше: так в 1995 в Питере был записан их второй совместный альбом — на этот раз, в его основу легли отобранные Хвостом тексты великого экспериментатора и реформатора языка, поэта Велимира Хлебникова, а в записи участвовал давно живущий на Западе джазовый саксофонист и флейтист Анатолий Герасимов.

Во второй половине 90-х Хвостенко продолжал заниматься литературой и вернулся к опытам со скульптурой. Помимо того, он стал вице-президентом Ассоциации русских художников во Франции, а также возглавлял собственный клуб «Symposion», в котором выступали многие российские, экс-российские и западные музыканты. За эти годы в Питере и Москве вышло несколько работ Хвоста разных лет. Осенью 1997, будучи в Нью-Йорке, Хвост записал новый альбом «Завтра потом».

После второго долгого перерыва (в ноябре 2000 планировалось празднование 60-летия Хвоста в Питере, которое так и не состоялось) Алексей Хвостенко вернулся на родину лишь в 2003, когда он выступал дуэтом с гитаристом Алексеем Батусовым в Питере, Москве и Саратове. В апреле 2004 Хвост — с лёгкой руки звукорежиссёра Андрея Тропилло — с триумфом выступил на VIII фестивале «S.K.I.F.» в питерском Балтийском Доме в сопровождении группы из Иванова DEГЕНЕРАТОРS, позже начал работу над новым студийным альбомом под рабочим названием «Рай» (с ними же), всё это время курсируя между двумя столицами, занимаясь подготовкой и проведением разнообразных художественных проектов.

В апреле 2004 г. указом Президента РФ Хвосту вернули гражданство, а в ноябре того же года в московской больнице № 61 он обрёл вечный покой и могилу. Алексей Хвостенко умер от пневмонии и сердечной недостаточности во сне 30 ноября 2004 года. Похоронен под Москвой, на Перепечинском кладбище (19 участок, могила 7525).

Дискография

  • 1982 — Прощанье со степью
  • 1990 — Парижские сейшена
  • 1992 — Чайник вина (Хвост и Аукцыон)
  • 1995 — Жилец вершин (Хвост и Аукцыон)
  • 1995 — Опыт постороннего творческого процесса (Хвост и Аукцыон)
  • 1995 — Париж — Санкт-Петербург (Хвост — Герасимов — Аукцыон)
  • 1997 — Ночные фонарики (или Хвост от Кузьмы) (Основная часть песен записана в 1981 г. Переиздан в 2004 году в оригинальном виде под названием Последняя малина)
  • 1998 — Говорящие птички (Хвост, Давшан и Камиль)
  • 2000 — Три песни старца/Полихронион (Алексей Хвостенко, Камиль Чалаев, Анри Волохонский)
  • 2001 — Завтра потоп (Хвост и Герасимов)
  • 2001 — Верпования (запись выступления 1992 года, с «Аукцыоном»)(Manchester files/Bomba-Piter inc.)
  • 2002 — Репетиция (Manchester files/Bomba-Piter inc.)
  • 2004 — могила-live (Хвост и deГенераторс)
  • 2004 — Вода и пена (Khvosst & Вадим Михайлюк)
  • 2004 — Последняя малина (записано в августе 1981 г. в Лондоне)
  • 2005 — Хвост и Рекшан на Монмартре. Квартирник у Кирилла и Анны (Хвост и Рекшан)
  • 2008 — Сноп снов (Волохонский, Хвостенко, Фёдоров, Волков)
  • 2014 — Скорпион

Ключевые слова: Алексей Хвостенко,Алексей Львович Хвостенко,биография,подробная биография,критика на произведения,поэзия,проза,скачать бесплатно,читать онлайн,русская литература,20 век,хвост,жизнь и творчество,авангард,андеграунд

Источник

Алексей Львович Хвостенко Хвост

Алексей Львович ХвостенкоЯ — дегенерат, имеющий все основания…

Алексей Львович Хвостенко. «Подозритель»

Алёша Хвостов родился не в самое лучшее время, да и не в самом лучшем месте. Он появился на свет в Свердловске, в 1940 г. спустя неделю после очередной годовщины Октябрьской революции. Его дед – горный инженер и оперный певец Василий Хвостенко, эмигрировавший ещё до революции вернулся в Россию из Англии в тридцатые с сыном Львом и довольно скоро стал профессором одного из ВУЗов Свердловска. Тайком бабка Алексея показывала афиши с выступлений Василия Хвостенко в Нью-Йорке, Париже, Лондоне. По её рассказам Василий Васильевич был дружен с Шаляпиным и являлся его большим поклонником. Своими выступлениями он вполне мог прокормить семейство.

Его расстреляли в конце тридцатых как врага народа. Оставшись сиротой, Лев довольно быстро женился, и в Свердловске родился его сын Алексей. В Свердловске Льва Васильевича сторонились, местные поэты относились к «англичанину» с опаской, ожидая его ареста и расстрела. Вскоре Льва покидает мать Алёши, а после войны он с сыном переезжает в Ленинград.

Читайте также:  Я живу с вич партнером

В Ленинграде Лев Хвостенко основывает английскую школу «на Фонтанке», одну из первых английских школ в СССР. Помимо школы, Лев Васильевич занимается проведением семинара переводчиков при Союзе Писателей.

Лев Васильевич отдал сына в привилегированную английскую школу, которую он и закончил. Отец Алёши проживёт недолго – в 1959 году его не станет. Алексею тогда было всего девятнадцать. Позже он запишет несколько песен на стихи отца – и свои («Вор») и переводные (старинная английская баллада «Стоят цыгане у ворот»).

Впоследствии Алексей Хвостенко вспоминал, что с раннего детства он жил в окружении книг. По иллюстрированным томам он изучал искусство и культуру Ренессанса и Средневековья. Особенно Алёшу влёк поэтический период начатый трубадурами и оконченный Данте. «Самым важным поэтом» для Алексея Хвостенко всегда был Хлебников. Среди других повлиявших на него авторов Сумароков, Державин, Катулл, Марциал, Тибулл, Проперций, Петрарка с Шекспиром, и – особенно стилистически – Ларошфуко.

Уже сиротой Алексей продолжает учиться, поступив в Высшую школу искусств.
Вообще в начале 60-х годов он пытался учиться в нескольких ВУЗах – Мухинском училище, Институте им. Герцена. Когда, позже, он серьёзно займётся живописью, то будет вспоминать, что первый и единственный урок рисования в жизни ему дал монгол из ленинградской Академии художеств, зарисовывавший бюст Маяковского.

Перед театральным институтом Хвост увлекается битниками, Поллоком и поп-артом, читает Гинзберга и Керуака. Подобно многим молодым питерцам Хвостенко зовёт себя битником, разгуливая в рванье с нечесаными, грязными волосами.

Он учится у Николая Павловича Акимова – по его воспоминаниям гениального режиссёра и весьма хорошего художника. Тот рассказывал довольно разнообразные вещи, что-то показывал, разъяснял – но основным уроком была творческая свобода. У Акимова можно было делать практически что угодно – в том числе абстракции. Однако на курсе Хвостенко пробыл недолго – «зашёл и вышел, проучился месяца два или три». На первой художественной выставке – а начинал Хвост именно как художник – Акимов критиковал его «Портрет бабушки» – коллаж из различных предметов, найденных на улице.

«Бабушка не плавает» — сказал он – «так, конечно, ничего – красиво, элегантно. Но будет пылиться». В ответ Хвостенко пересказал своему учителю пьесу Беккета, «Последняя магнитофонная лента». Пересказ понравился и они разошлись довольные друг другом, чтобы уже не встречаться. Никогда больше.

По воспоминаниям Хвоста его превращение из свободного бит-художника в artist complete, в поэта пишущего собственные песни началось после прочтения «Когда качаются фонарики ночные» его друга Глеба Горбовского.

Позже Горбовский спасался у него на 5-й Советской, от… клопов, которых тогда морили в его квартире. Кроме Глеба, которого Хвост знал с 1960 г, примерно в то же время завязал дружбу с Бродским. Они жили рядом – Бродский на Пестеля, Хвостенко – на Греческом, так что когда ломали старую греческую церковь стихи на эту тему написали оба. Вполне возможно, что первым стихи Бродского об этом услышал именно Хвост – Бродский часто забредал к нему утром прочесть что-нибудь новенькое.

Бит-тусовка тогда перетекала от сквера у Зимнего стадиона к Екатерининскому саду. Затем её сердцем стал знаменитый «Сайгон».

Алексе й льво вич хвосте нкоВ начале 60-х творческую Москву делили лианозовцы, смогисты и группки вокруг Зверева, Яковлева или Харитонова. В Питере же имелись «хеленкуты» Эрля, «Верпа» самого Хвостенко (+Анри Волохонский и Леонид Ентин) и, по выражению Кузьминского, «ахматовские сироты». Кстати, к затащить Хвоста к Ахматовой неоднократно пытался Бродский, но у него ничего не вышло – Хвост не интересовался известными личностями.

Пускай работает рабочий
Иль не рабочий если хочет
Пускай работает, кто хочет
А я работать не хочу

Алексей Львович Хвостенко

В начале-середине шестидесятых у Хвостенко обостряются проблемы с работой. То есть он как бы уже нигде и не учится, но работает лишь на «левых» заработках – то мыловаром в прачечной, которую он таки залил мылом, то конюхом на кухне зоопарка – развозит еду по клеткам на хромом коне Цыгане, запихивая её в пасти животных, а то – фотографом в Крыму на пляже.

Деньги пропивал в Коктебеле, на «Киселёвке» — даче, где жил художник Юра Киселёв, иногда – пел в доме Волошина. К Киселёву приезжали все кто угодно – помогали дом достраивать. Сам Хвост больше спаивал гостей. Кончилось всё это зимним пожаром, и «киселёвка» — сгорела.

В 1961 году он проездом в Тарусе – на выставке Штейнберга, Воробьёва и компании. По уверениям Хвоста он побыл там день, повалялся в стогу с какой-то девчонкой а утром его погнали крестьяне с вилами, навсегда отбив охоту посещать Тарусу.

В 1963 году Хвост создаёт Верпу – небольшое литобъединение, получившее название по маленькому якорю и музе. Девиз Верпы «Каждый делает что хочет» он берёт из «Телемского аббатства» Рабле.

Чуть раньше, чем Бродского его судят за тунеядство. Бродский ходит просить за Хвоста. В то время по Питеру расходятся фельетоны о тунеядцах Ентине, Роме Каплане, Бродском и Хвосте.

Он вспоминал: «меня спросили: «Чем вы занимаетесь сейчас?» — «Я пишу стихи». — «Как, вы пишете стихи и не имеете никакого образования?». Я сказал, что считаю необязательным иметь образование. Они ответили, что обязательно нужно иметь образование: «Давайте договоримся с вами так: вы пойдете на какое-нибудь филологическое отделение и будете изучать филологию». Я сказал: «Ну, хорошо — тогда я постараюсь поступить в университет, на филфак».

Когда Хвоста в первый раз арестовали – он писал, стихи и готовился к поступлению. Затем его арестовывали ещё два раза, но не судили, а сразу сажали. Первый раз на месяц упекли в Пряжку – на койку Бродского. Дальше – хуже. Полгода он провёл в Ленобласти, в психбольнице на инсулиновой шокотерапии.

Читайте также:  В какой стране больше вич инфицированных

В 1965 в самиздате он публикует «Подозрителя» — первую книжку стихов, а в 1966 году входит в группу хеленкутов.

Я говорю вам: жизнь красна
В стране больших бутылок.
Здесь этикетки для вина –
Как выстрелы в затылок

Алексей Львович Хвостенко

Алексе й льво вич хвосте нкоПесни Хвоста неслучайно охватывают огромные пространства. Например, «жизнь красна» он пишет в самаркандском зиндане, сидя там с Пятницким, Ванькой Богом, Тимашевым и Геной Снегирёвым. Он едет туда расписывать комнаты баям, а бывшему прокурору Самарканда целый айван – внутреннюю террасу. Прокурор расскажет ему, что стал таким богатым, когда был директором детдома – продавал детей в рабство. Девочки ценились дороже. В Джамбае, городе крымчаков-ссыльных они расписывали чайхану. Потом, чтобы не платить, местные подставили их, и на 15 суток Хвоста посадили в яму. Там он и сочинил эту песню, первыми слушателями которой стали зэки. По выходе их встречали с почётом, пригласив на плов с гашишем. «Поел плова и улетел» — рассказывал Хвост.

Когда надоедал юг – ехали на север, в Салехард, на полярный круг. Жители – ссыльные поволжские немцы. С Юрой Ермолинским Хвост расписывал какие-то клубы и рестораны. Вокруг – снова зэка, лагеря — Воркута и Лабытнанги. Перекрёсток Ленина и Маркса, а вокруг заборы с колючкой. В ресторан «Семь лиственниц», куда Хвост ездил за водкой, переезжать Обь было надо на вездеходах, по сути – облегчённых танках. Летом – только пароходы. Так и жили.

В промежутках между всем этим Хвост умудрялся писать, сотрудничал с Анри Волхонским под псевдонимом А. Х. В. Песни, басни, пьесы, даже «касыда» Фурцевой. Одной из первых стала пьеса «Первый гриб», её носили в ТЮЗ к Зяме Корогодскому. Пьеса понравилась, но не подошла – несоветские намёки и анахронизмы слога сделали своё дело. Предложение написать пьесу по «Марсианским хроникам» Брэдбери было с негодованием отвергнуто.

В 1968 г. Хвостенко перебирается в Москву, вливаясь в местный художественный андерграунд. Холин, Сапгир, СМОГ. Он пишет минималистскую поэму «Я живу в Измайловском зверинце», через самиздат издаёт песни и стихи. В официальных изданиях по-прежнему ни строчки.

15 р. 30 коп. – единственный легальный гонорар Хвоста в СССР, уплаченный за чтение его стихотворения о войне котов и мышей дикторшей по кличке Марихуана на салехардском радио.

В 1972 г. появляется, пожалуй, самая известная песня, которую довелось петь Хвосту – «Над небом голубым» или «Рай», впоследствии перепетая БГ в «Ассе» Соловьёва. Музыка была взята с пластинки Вавилова «Лютневая музыка XVI – XVII вв.».. Возможно Волхонского вдохновило мозаичное панно Аксельрода «Небо на земле», создавать которое он и помогал, впрочем, больше лентяйничая, чем работая. Кроме того его вдохновляла и книга пророка Иезекииля, о чём говорил он сам.

В 1977 г. его ставят перед выбором – высылка или арест и он выезжает в Париж. Во Франции с Владимиром Марамзиным Хвост издаёт журнал «Эхо». И в России и во Франции Хвост жил примерно одинаково – играл и пел, не мешал никому. Он лежал на кушетке, что-то писал, курил, потягивал вино, не обижался, когда его ругали. В 70-х Хвост несколько месяцев жил в Израиле, у Миши Гробмана. Когда ему захотелось обратно в Париж, ему сделали концерт в «Цавта» он собрал денег на билет, и полетел в Париж через Лондон. В Лондоне задержался на два года – подружился с русской и записал «Прощание со степью». У подруги был английский муж с винным погребком. Запасов Хвосту как раз хватило на два года, и лишь допив последнюю бутылку, он всё-таки улетел в Париж.

Во Франции Хвост отдаётся творчество – скульптура, живопись, реклама, выставки в сквотах – нелегальных «коммунах» богемы в заброшенных помещениях. На рю Жюль-етт Додю, рю Бобиньи и на Гранже он ставит спектакли, в частности – превращённую им в оперетту пьесу «На дне», где он играл роль Луки. Сквотов пришлось сменить около пяти, пока Хвост – уже легально – не осел в Симпозионе.

Алексе й льво вич хвосте нкоВ Париже он записывает две кассеты «шансона» с цыганскими музыкантами – «Последняя малина».

В 1989 году Алексей вместе с «Митьками» снимается в фильме «Митьки в Париже». Тогда же он знакомится с «АукцЫоном», в их первом французском туре, на каком-то из сквотов. Хвост спел «Хабарик, хабарик, я нашел его в туалете» и один из музыкантов вспомнил, что слышал эту хвостовскую песню от гопоты в парадном. Хвост пел, пел Фёдоров. Хвосту пришла идея аранжировать и всё записать. Парни уехали, а Хвост напел всё это на кассету, и передал всё это «аукцЫонщикам». Так и появились альбомы «Чайник вина», и, особенно порадовавший самого Хвоста «Жилец вершин» на стихи Хлебникова, сведённые во время коротких встреч во Франции и Германии.

Верпа всегда умирает
Алексей Хвостенко

До последних дней во Франции Хвост – уже устало, через силу хипповал. Битник, ставший «первым хиппи» Союза жил на правах беженца, на пособии, говорят даже без французского паспорта. Он объехал Северную Америку, Европу, часть Африки. В последнем интервью он жаловался, что устал от Парижа, устал что-то организовывать, и, перебираясь в Москву, надеялся обрести помощников.

В апреле 2004 г. указом Президента РФ Хвосту вернули гражданство, а в ноябре того же года в московской больнице № 61 он обрёл вечный покой и могилу под номером 7525.

Вячеслав Чеш

Источник