Беседа о вич инфекции для детей
Воспитательная беседа на тему «СПИД — смертельная угроза»
Воспитательная беседа с элементами тренинга на тему: «СПИД – смертельная угроза»
Задачи:
обеспечить учащихся необходимой информацией о проблеме СПИДа;
сформировать у школьника представление об ответственности за собственное здоровье;
пропаганда здорового образа жизни;
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительное слово:
Хорошее здоровье – это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе, отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Причем, по заключению экспертов ВОЗ, оно на 50% зависит от социальных условий и образа жизни человека.
Следовательно, каждый из нас сам ответственен за свое здоровье.
Во II половине XII века философ Маймонид сказал: «Веди себя благоразумно – среди тысяч людей только один умирает естественной смертью, остальные погибают вследствие безрассудной манеры бытия»
Часто человек своим безрассудным поведением способствует распространению вирусов – возбудителей заболеваний. Именно «безрассудная манера бытия» спровоцировала распространение СПИДа. Возникнув сравнительно недавно (первые сведения о нём датируются 1981 годом), этот недуг сегодня превратился в настоящую эпидемию – Чуму XX – XI века.
СПИД впервые был зарегистрирован в 1981 году в США. Когда были выявлены групповые заболевания мужчин в возрасте 25–45 лет. Затем стали выявлять и у представителей других слоёв населения (наркоманов, проституток). В России о первом случае заражения официально объявлено в 1987 году у молодой жительницы Санкт-Петербурга.
Возникнув сравнительно недавно (первые сведения о нём датируются 1981 годом) СПИД сегодня превратился в настоящую эпидемию – Чуму XX – XI века. Проблема распространения ВИЧ-инфекции очень актуальна в настоящее время.
Вдумайтесь в эти цифры:
• В 2003 году в мире инфицировано ВИЧ около 40 млн. человек
• За последние 2 года инфицировано ВИЧ 15 млн. человек
• Более 24 млн. уже умерло от ВИЧ — инфекции
Как вам уже известно, возбудителем ВИЧ- инфекции является вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Учёными было установлено, что ВИЧ передаётся через жидкие среды организма. Достаточное количество вируса для передачи инфекции содержат такие жидкости, как кровь, половые жидкости, материнское молоко. Вирус может находиться и в других жидкостях (моче, слюне, поте), но его концентрация там очень низкая. От концентрации вируса зависит и объём жидкости, который должен попасть к другому человеку, чтобы произошло заражение. Так, необходимое для заражения количество вируса содержится в капле крови, которая умещается на конце швейной иглы. Объём слюны, в котором содержится такое же количество вируса, составляет 4 литра.
На доске написано «СПИД – смертельная угроза человечеству»
«Веди себя благоразумно – среди тысяч людей только один умирает естественной смертью, остальные погибают вследствие безрассудной манеры бытия»
философ Маймонид
• В 2003 году в мире инфицировано ВИЧ около 40 млн. человек
• За последние 2 года инфицировано ВИЧ 15 млн. человек
• Более 24 млн. уже умерло от ВИЧ — инфекции
3. Работа в группах. Что такое ВИЧСПИД?
ВИЧ — это вирус, который вызывает разрушение иммунной системы и делает больного восприимчивым к различным инфекциям и опухолям.
ВИЧ — инфекция- это заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека. Оно включает в себя период длительного вирусоносительства (10 и более лет), заканчивающегося СПИДом.
СПИД — это конечная стадия проявления болезни, при которой у человека отмечается необратимые нарушения функций организма. На этой стадии человек умирает. Её продолжительность не превышает обычно 3-х лет.
“Синдром” означает, что речь идёт не об отдельной болезни, а о целом комплексе различных признаков симптомов заболевания.
“Приобретённый” означает, что это то, что можно приобрести или заразиться.
“Иммунодефицит”- первая часть слова означает, что речь идёт об иммунной системе человека, а вторая часть слова — “дефицит”- означает, что это иммунная система нарушена и работает недостаточно.
Задание: впиши значение каждой буквы — ВИЧ — СПИД
В — вирус
И — иммунодефицита
Ч – человека
С — синдром
П — приобретённого
И — иммунного
Д — дефицита
Проверка ответов на доске
В — вирус
И — иммунодефицита
Ч – человека
С — синдром
П — приобретённого
И – иммунного
Д — дефицита
4. Работа с учащимися по памяткам
Необходимо помнить, что опасно:
1. Иметь неразборчивые половые связи
2. Употреблять наркотические вещества
3. Пользоваться нестерильными или чужими бритвами, маникюрными принадлежностями
4. Наносить татуировки, прокалывать уши вне косметологических кабинетов
5. Попадание крови ВИЧ-инфицированного в организм другого человека через поврежденные кожные покровы (ранки, язвочки) и слизистые оболочки
6. Передача вируса от ВИЧ-инфицированной матери ребенку во время беременности, родов, кормления грудью
Чтобы произошло заражение, вирус должен непременно попасть из тела одного человека в кровь другого человека. Так же как и рыбы не могут жить без воды, так и вирус не может размножаться вне человеческой крови.
Каждому из нас необходимо запомнить:
ВИРУС СПИДА ЖИВЁТ ТОЛЬКО В ЖИДКОСТЯХ ВНУТРИ ТЕЛА И ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ НИХ ПЕРЕДАЁТСЯ ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ.
ВИРУС МОЖЕТ БЫТЬ ОБНАРУЖЕН В СЛЮНЕ, ПОТЕ, СЛЕЗАХ И МОЧЕ, НО ИЗ-ЗА МАЛЕНЬКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ЧЕРЕЗ НИХ ПЕРЕДАВАТЬСЯ НЕ МОЖЕТ, ЕСЛИ ПРИ ЭТОМ НЕ БУДЕТ ПРИСУТСТВОВАТЬ КРОВЬ, ИЛИ ЖИДКОСТЬ, ОТ ЗАРАЖЁННОГО ЧЕЛОВЕКА К ЗДОРОВОМУ.
5. Проведение тренинга с учащимися
Необходимо обратить внимание, что все больше и больше молодых людей подвергаются риску заражения этой страшной болезнью. В последнее время одной из основных причин заражения СПИДОМ являются сексуальные контакты.
Профилактика заражения ВИЧ-инфекцией и СПИДом.
Существуют определённые меры профилактики заражения ВИЧ-инфекцией и СПИДом.
1. В отделах профилактики СПИД, центрах гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, а также в любом лечебном учреждении можно получить консультативную помощь, бесплатно и анонимно пройти обследование на ВИЧ.
2. Чтобы узнать инфицирован ли человек, необходимо пройти тест на наличие антител. Однако тест покажет истинный результат только спустя 3 месяца после заражения, так как до этого времени количество антител к ВИЧ будет мало, и тест-система не сможет его распознать. Период, когда вирус в организме уже есть, а антитела ещё не выработались в достаточном для их распознавания количестве, называется период «окна».
3. Обращайтесь в отделы профилактики СПИД, местную службу доверия, врачам – именно они помогут Вам предотвратить заболевание, а если заражение уже произошло – то именно они станут Вашими помощниками в лечении этой опасной болезни!
Игра «Верю – не верю»
На вопрос учащиеся отвечают «Верю» «Не верю»
СПИД – это заболевание, которым болеют взрослые (НЕ ВЕРЮ)
Ты не можешь заразиться, находясь рядом с больным, или даже прикасаясь к нему. (ВЕРЮ)
ВИЧ, проникнув в твой организм, ослабит его способность сопротивляться болезням (ВЕРЮ)
ВИЧ-инфицированный может передавать инфекцию другому человеку через несколько дней после заражения, при этом он выглядит абсолютно здоровым. (ВЕРЮ)
При наличии венерического заболевания риск заражения ВИЧ возрастает (ВЕРЮ)
ВИЧ-инфекция от женщин не передается детям (НЕ ВЕРЮ)
3.Подведение итогов
— Информация, полученная на классном часе, стала для вас важной и полезной?
— Получив сегодня информацию о способах заражения ВИЧ и СПИДом, будете ли вы соблюдать правила личной безопасности ?
— Согласны ли вы с тем, что хорошее здоровье – это образ жизни, это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия?
Всем спасибо за внимание.
Источник
Беседа для 7-9 кл. «Что надо знать о ВИЧ/СПИДе»
Беседа для 7-9 кл. «Что надо знать о ВИЧ/СПИДе»
Цель:
Вооружить знаниями учащихся о СПИДе как болезни. Ознакомить с основными понятиями по проблеме. Задачи:
1. Привлечь внимание учащихся к проблеме ВИЧ/СПИД. Ознакомить с историей возникновения болезни.
2. Дать информацию о путях заражения вирусом иммунодефицита человека и возможности инфицирования.
3. Вооружить учащихся методами и способами профилактики ВИЧ/СПИД.
План:
1. Статистическая информация.
2. Основные понятия по проблеме ВИЧ/СПИД. История происхождения ВИЧ.
3. Пути заражения вирусом иммунодефицита человека.
4. Основные меры профилактики.
Ход:
1. Статистическая информация.
СПИД – это болезнь, которой могут заболеть как взрослые, так и дети. В настоящее время ВИЧ-инфекция регистрируется во всех странах мира. Беларусь занимает сегодня третье место среди стран СНГ (после Украины и России) по количеству людей, заразившихся ВИЧ. Уже более 30,6 млн человек заболели этой болезнью, среди них около 1,1 млн детей. Это болезнь, при которой поражается иммунная (защитная) система организма, когда он становится не в состоянии бороться с различными инфекциями. Заразившись этой болезнью, человек болеет долго (5 – 10 лет) и проходит в несколько стадий своего проявления, последняя из которых обозначается СПИД и заканчивается смертельным исходом.
2. Основные понятия по проблеме ВИЧ/СПИД. История происхождения ВИЧ.
Аббревиатура СПИД означает: Синдром Приобретенного Иммунодефицита.
СПИД вызывается вирусом, который называется ВИЧ – вирус иммунодефицита человека. Вирусы – это живые организмы, которые настолько малы, что их невозможно увидеть невооруженным глазом. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) – это вирус, который передается от зараженного человека здоровому и поражает защитную систему организма. Иногда проходит несколько лет, прежде чем у человека, инфицированного вирусом иммунодефицита (ВИЧ), появятся первые признаки болезни. Человек, в организм которого проник вирус, не ощущает этого и выглядит вполне здоровым. Тем не менее для других он представляет опасность.
Откуда появился ВИЧ? По мнению американского ученого Роберта Галло, одного из исследователей, с чьим именем связано открытие возбудителя СПИДа, ВИЧ возник очень давно и распространился в изолированных от внешнего мира группах коренного населения Африки. Экономическое освоение территорий, расширение контактов, колонизация Африки способствовали распространению вируса и на других континентах. Для вируса СПИДа характерна большая изменчивость. Со временем из безобидного вируса он превратился в весьма агрессивного возбудителя, который до сих пор держит в страхе весь мир.
3. Пути заражения вирусом иммунодефицита человека.
Наибольшее количество вируса у инфицированного человека содержится в крови, семенной, вагинальной и спинномозговой жидкостях, грудном молоке.
Вирус передается тремя основными путями:
половым путем;через нестерильные шприцы и иглы, при совместном употреблении наркотиков; при использовании колюще-режущих предметов, если они загрязнены кровью человека, у которого есть данный вирус;от матери к еще не родившемуся или новорожденному ребенку во время родов или кормления грудью4.В результате многолетних наблюдений за многочисленными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было установлено, что вирус иммунодефицита человека не передается:
при дружеских объятиях и поцелуях;
через рукопожатия;
при пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;
при пользовании письменными принадлежностями и домашней утварью;
при пользовании бассейном, душем, общественным туалетом;
в общественном транспорте;
животными, насекомыми, в том числе и кровососущими;
воздушно-капельным путем при общении;
при уходе за больным СПИДом.
4. Основные меры профилактики.
Зная основные пути передачи ВИЧ-инфекции, человек должен:
соблюдать правила личной гигиены: использовать индивидуальную зубную щетку, бритву, маникюрные принадлежности и т.п.;
не пробовать и не прикасаться к наркотическим веществам: даже однократное введение наркотика может привести к заражению вирусом иммунодефицита человека; при прокалывании ушей пользоваться исключительно стерильными инструментами;избегать вступления в ранние половые отношения, так как это может привести к заражению ВИЧ, венерическим болезням и нежелательной беременности5.Все это называется мерами профилактики.
^
Беседа «Если рядом ВИЧ-инфицированный…»
Цель:
Сформировать этические нормы отношения учащихся к ВИЧ-инфицированным людям и больным СПИДом.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с примерами негативного отношения общества, окружающих людей к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом.
2. Смоделировать ситуации общения, взаимодействия учащегося с ВИЧ-инфицированными.
План:
1. Проблема негативного отношения к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом.
2. Ситуации отношения к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом.
3. Игровой тренинг «Лабиринт».
4. Подведение итогов.
Ход:
1. Проблема негативного отношения к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом.
Сегодня в Республике Беларусь выявлено более 2000 человек, которые инфицированы ВИЧ. Из них 18 детей. Однако наше общество еще не готово к тому, что зараженные ВИЧ живут среди нас. Трудно воспринимается, что они не опасны в обычных жизненных условиях. Общество, к сожалению, не всегда проявляет к ним милосердие.Если население плохо информировано о путях передачи ВИЧ, то в ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом будут видеть опасный источник заражения. Такой человек, а также члены его семьи могут быть искусственно изолированы от общества: к ним домой будут стараться не приходить, о них могут распространяться самые нелепые слухи, вплоть до обвинения больного и его семьи в создании угрозы для окружающих. Могут появиться призывы о принудительной изоляции больного СПИДом. Вместе с тем люди, хорошо информированные о ВИЧ/СПИДе, быстро и охотно откликаются на просьбы об оказании помощи и поддержки больным СПИДом и их семьям. Такие люди задумываются о своем поведении, видя, к чему приводит заражение ВИЧ.
2. Ситуации отношения к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом.
^ Вот характерный пример отношения к ВИЧ-инфицированной пациентке:«В одной из больниц при проведении многих операций была заражена вирусом иммунодефицита человека восьмилетняя девочка. Это выяснилось только при нахождении ее в Москве. Когда лечение было закончено, врачи позвонили в детский дом, где она воспитывалась, с просьбой забрать ее из больницы. Однако узнав о том, что девочка ВИЧ-инфицированная, руководство отказалось принять ее обратно. С большим трудом врачам удалось найти интернат, где она могла бы продолжать учебу.^ Девочка уезжала из больницы счастливая: устала от врачей, хотелось к друзьям в школу. Уезжая, она раздарила все свои игрушки.Однако в интернате девочке учиться не пришлось. Ее поместили в бокс больницы, куда за несколько месяцев не вошел ни один человек. Еду девочке подавали через маленькое окошко, и она видела только руки, подающие пищу. В боксе, как звереныш в клетке, она прожила до тех пор, пока московская больница не вызвала ее на очередной осмотр.^ В Москву вместо веселого, доброго ребенка привезли одичавшее существо, на восстановление психики которого потребовалось длительное время…»У нас в республике ВИЧ-инфицированного ребенка не принимали в школу. До этого он был лишен возможности посещать детский сад. Есть и другие примеры, которые показывают, что зараженные ВИЧ взрослые люди были вынуждены уволиться с работы, уехать из родного города ввиду враждебного к ним отношения.^ Почему люди так поступили по отношению к ВИЧ-инфицированным?Как, на ваш взгляд, надо относиться к таким людям?
3. Игровой тренинг «Лабиринт».
Проводится игровой тренинг «Лабиринт» (см. практические материалы для работы со старшеклассниками). После окончания игры необходимо дать возможность каждому участнику высказать свои ощущения.
4. Подведение итогов.
ВИЧ-инфицированный человек в повседневной жизни никому не угрожает. С ним можно жить в одной комнате, есть из одной посуды, сидеть за одной партой. Нельзя заразиться при рукопожатии, дружеских объятиях и поцелуях, в транспорте, от укусов насекомых, животных.Больные СПИДом нуждаются в помощи и поддержке. Необходимо усвоить, что это прежде всего – люди. Как и у всех других, у них есть чувства, потребности, надежды. Чтобы помочь такому человеку, нужно оставаться другом.
Источник
Беседа о ВИЧ/СПИДе | Методическая разработка по теме:
МКОУ Ванзетурская СОШ
Беседа
«Пути передачи ВИЧ /СПИДА»
Учитель:
Леванских Н.В.
План:
- Общие положения ВИЧ /СПИДА
- Спид это — …
- ВИЧ это — …
- Пути передачи ВИЧ/СПИДА
- Предупреждения заражения ВИЧ
- Анкета – на проверку знаний по теме «ВИЧ/СПИД»
Цели:
- Предоставление информации при помощи средств, отвечающих уровню развития ученика
- Помощь учащимся в понимании зависимости между различным поведением связанным с сексом, употреблением наркотиков и угрозой СПИДа
- Воспитать в формировании собственного отношения к этой проблеме, которые могут обеспечить принятие решений , касающихся их собственной жизни
1) Оформление: книги, фотографии, брошюры, бюллетени, листовки.
2) Оборудование: плакаты, рисунки.
О ВИЧ /СПИДе.
Учитель:
Синдром приобретенного иммунного дефицита — это новое инфекционное заболевание, которое специалисты признают как первую в известной истории человечества действительно глобальную эпидемию. Ни чума, не черная оспа, ни холера не являются прецедентами, так как СПИД решительно не похож ни на одну из этих и других известных болезней человека. Чума уносила десятки тысяч жизней в регионах, где разражалась эпидемия, но никогда не охватывала всю планету разом. Кроме того, некоторые люди, переболев, выживали, приобретая иммунитет и брали на себя труд по уходу за больными и восстановлению пострадавшего хозяйства. СПИД не является редким заболеванием, от которого могут случайно могут пострадать немногие люди. Ведущие специалисты определяют в настоящее время СПИД как «глобальный кризис здоровья», как первую действительно всеземную и беспрецедентную эпидемию инфекционного заболевания, которое до сих пор по прошествии первой декады эпидемии не контролируется медициной и от него умирает каждый заразившейся человек.
СПИД к 1991 году был зарегистрирован во всех странах мира, кроме Албании. В самой развитой стране мира — Соединенных Штатах уже в то время один их каждых 100-200 человек инфицирован, каждые 13 секунд заражается еще один житель США и к концу 1991 года СПИД в этой стране вышел на треть место по смертности, обогнав роковые заболевания. Пока что СПИД вынуждает признать себя болезнью со смертельным исходом в 100% случаев.
Первые заболевшие СПИД люди выявлены в 1981 году. В течении прошедшей первой декады распространение вирус-возбудителя шло преимущественно среди определенных групп населения, которые называли группами риска. Это наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, больные врожденной гемофилии (так как жизнь последних зависит от систематического введения препаратов из донорской крови).
Однако к концу первой декады эпидемии в ВОЗ накопился материал, свидетельствующий о том, что вирус СПИД вышел за пределы названных групп риска. Он вышел в основную популяцию населения.
С 1992 года началась вторая декада пандемии. Ожидают, что она будет существенно тяжелее, чем первая. В Африке, например, в ближайшие 7-10 лет 25% сельскохозяйственных ферм останутся без рабочей силы по причине вымирания от одного только СПИДа.
СПИД — одно из важнейших и трагических проблем, возникших перед человечеством в конце 20 века. Возбудитель СПИДа — вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) — относится к ретровирусам (рис.1). Своим названием ретровирусы обязаны необычному ферменту — обратной транскриптазе (ревертазе), которая закодирована в их геноме и позволяет синтезировать ДНК на РНК-матрице (рис.2). Таким образом, ВИЧ способен продуцировать в клетках-хозяевах, таких как «хелперные» Т-4 — лимфоциты человека, ДНК-копии своего генома. Вирусная ДНК включается в геном
лимфоцитов, где ее нахождение создает условия для развития хронической инфекции. До сих пор неизвестны даже теоретические подходы к решению такой задачи, как очистка генетического аппарата клеток человека от чужеродной (в частности, вирусной) информации. Без решения этой проблемы не будет полной победы над СПИДом.
Хотя уже ясно, что причиной синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) и связанный с ним заболеваний является вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), происхождение этого вируса остается загадкой. Есть убедительные серологические данные в пользу того, что на западном и восточном побережьях Соединенных Штатов инфекция появилась в середине 70-х годов. При этом случаи ассоциированных со СПИДом заболеваний, известных в центральной Африке, указывают на то, что лам инфекция, возможно появилась еще раньше (50-70 лет). Как бы то ни было, пока не удается удовлетворительно объяснить, откуда взялась эта инфекция. С помощью современных методов культивирования клеток было обнаружено несколько ретровирусов человека и обезьян. Как и другие РНК-содержащие вирусы, они потенциально изменчивы; поэтому у них вполне у них вполне вероятны такие перемены в спектре хозяев и вируслентности, которые могли бы объяснить появление нового патогенна (существует несколько гипотез:
1) воздействие на ранее существующий вирус неблагоприятных факторов экологических факторов;
2) бактериологическое оружие;
3) мутация вируса вследствие радиационного воздействия урановых залежей на предполагаемой родине инфекционного патогенна — Замбии и Заире.
Начать разговор о синдроме приобретенного иммунодефицита имеет смысл с краткого описания той системы организма, которую он выводит из строя, то есть системы иммунитета. Она обеспечивает в нашем теле постоянство состава белков и осуществляет борьбу с инфекцией и злокачественно перерождающимися клетками организма.
Как и всякая другая система, система иммунитета имеет свои органы и клетки. Ее органы — это тимус (вилочковая железа), костный мозг, селезенка, лимфатические узлы (их иногда неправильно называют лимфатическими железами), скопление клеток в глотке, тонком кишечнике, прямой кишке. Клетками иммунной системы являются тканевые макрофаги, моноциты и лимфоциты. Последние в свою очередь, подразделяются на Т-лимфоциты (созревание их происходит в тимусе, откуда и их название) и В-лимфоциты (клетки, созревающие в костном мозге).
Макрофаги имеют многообразные функции, они, например, поглощают бактерии, вирусы и разрушенные клетки. В-лимфоциты вырабатывают иммуноглобулины — специфические антитела против бактериальных вирусных и любых других антигенов — чужеродных высокомолекулярных соединениях. Макрофаги и В-лимфоциты обеспечивают гуморальный (от лат. humor — жидкость) иммунитет.
Так называемые клеточный иммунитет обеспечивают Т-лимфоциты. Их разновидность — Т-киллеры (от англ. — «убийца») способны разрушать клетки, против которых вырабатывались антитела, либо убивать чужеродные клетки.
Сложные и многообразные реакции иммунитета регулируются за счет еще двух разновидностей Т-лимфоцитов: Т-хелперов (помощников), обозначаемых также Т4, и Т-супрессоров (угнетателей), иначе обозначаемых как Т8. Первые стимулируют реакции клеточного иммунитета, вторые угнетают их. В итоге обеспечивается нейтрализация и удаление чужеродных белков антителами, разрушение проникших в организм бактерий и вирусов, а также злокачественных переродившихся клеток организма, иначе говоря, происходит гармоническое развитие иммунитета.
Особенностью вируса иммунодефицита человека является проникновение в его в лимфоциты, моноциты, макрофаги и другие клетки, имеющие специальные рецепторы для вирусов, и их разрушений, что приводит к разрушению всей иммунной системы, в результате чего организм утрачивает свои защитные организмы и не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций и убивать опухолевые клетки. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7-10 лет.
Чтец 1.
СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита, вызванный заражением ВИЧ инфекцией. Это практически неизлечимая болезнь.
Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения 1993 г. комплекс признаков СПИДа подтверждается в случае:
- Присутствия вируса ВИЧ в организме больного.
- Развития, по крайней мере, одной инфекции, вызванной у здорового чело
века неболезнетворными микроорганизмами.
-Глубокого снижения иммунитета организма, подтвержденного значительным уменьшением числа защитных Т-лимфощггов,
— Идентификация СПИД в организме больного может произойти только
после обнаружения всех трех вышеперечисленных факторов. В зависимости
от характера развития болезни, могут появляться также симптомы, типичные
для других болезней: увеличение лимфатических узлов, повышенная потливость, резкое уменьшение веса, инфекция в полости рта и в области верхних
дыхательных путей, озноб, жар, онемение, депрессия. Само по себе наличие у
человека этих симптомов без явного проявления тех основных вышеперечис-
ленных факторов не подтверждает того, что он болен СПИДом.
Чтец 2.
ВИЧ.
ВИЧ — вирус иммунодефицита человека, который атакует защитную систему организма. В результате заражения этим вирусом мы становимся беззащитными перед болезнетворными микроорганизмами, теряем способность бороться с инфекционными заболеваниями, бактериями, грибками, паразитами.
Вирус может оставаться в организме человека без проявления симптомов до десяти лет и более, начиная с момента заражения. Последние исследования показали, что у 50-70% инфицированных в конце появляются комплексные признаки заболевания СПИДом, всегда заканчивающиеся смертью. Каждый, заразившийся ВИЧ-инфекцией, с момента инфицирования и до смерти, является потенциальным источником заражения для других.
Образование в области ВИЧ/СПИД и необходимость предоставления информации по этому вопросу стали поводом для бурных противоречивых дискуссий в связи с моральным аспектом этой проблемы.
Учителя и воспитатели, проводящие занятия по данной теме, должны в своей работе ответственно подходить к формированию определенного морального образца для поведения. Проблема СПИДа становится для учителей настоящим поводом для пересмотра и выяснения их собственной точки зрения по таким вопросам, как:
- рискованное сексуальное поведение,
- секс с несколькими партнерами и секс вне семьи,
- гомосексуализм,
- наркомания,
- свободный доступ к бесплатным шприцам, хотя наркоманов.
- дискриминация в обществе ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом,
- обязательная регистрация и обследование ВИЧ-инфицированных.
Было бы ошибкой игнорировать глубоко укоренившиеся страхи и моральный аспект, связанный с образованием в области BI14 СПИД. Приведенные ниже цели образовательной программы позволят начать процесс консультаций в школе и планирования занятий и сделают возможным для каждой школы разработку собственной, наилучшей именно для нее и реальной для воплощения программы образования в области BИЧ СПИД.
Чтец 3.
Возбудитель СПИДа — вирус иммунодефицита человека резко снижающий сопротивляемость организма ряду юных заболеваний и раку.
ВИЧ может передаваться:
- Половым путем: через сперму или влагалищные выделения во время сексуальных контактов (гомосексуальных и гетеросексуальных), не защищенных презервативом. Риск заражения ВИЧ возрастает, если Вы имеете нескольких партнеров или случайные связи и не пользуетесь презервативом.
2. Через кровь: при переливании крови от человека, заражённого ВИЧ, внутриутробно от зараженной матери к плоду и через плохо простерилизованные медицинские инструменты и шприцы.
СПИДом нельзя заразиться через поцелуи, в бассейне, школе, на работе, при рукопожатии и т.д.
Человек может быть только носителем ВИЧ без проявлений симптомов. Но его кровь, сперма, влагалищные выделения заразны для других.
Клинические проявления СПИДа обнаруживают себя через несколько месяцев или лет. Эти симптомы характерны не только для СПИДа, они присущи мн0гим заболеваниям (рак, пневмония, расстройства желудочно-кишечного тракта).
После вероятного риска заражения человеку надо подождать как минимум 3 месяца и только тогда сделать анализ, который определяет антитела к ВИЧ. Источником заражения служит человек, пораженный вирусом иммунодефицита. Это может быть больной с различными проявлениями болезни, или человек, который является носителем вируса, но не имеет признаков заболевания (бессимптомный вирусоноситель).
СПИД передается только от человека к человеку: 1)половым путем; 2)через кровь, содержащую вирус иммунодефицита; 3)от матери к плоду и новорожденному.
Существуют следующие пути заражения ВИЧ-инфекцией:
- половой контакт без соответствующего предохранения с ВИЧ-инфицированным партнером;
- контакт с зараженной кровью особенно в случае использования не стерильных шприцев и игл (например, при внутривенном употреблении наркотиков),
а также в случае операций, связанных с повреждением целостности тканей
(например, при прокалывании ушей, нанесении татуировок, переливании крови
или трансплантации органов и тканей от донора, зараженного вирусом ВИЧ).
— заражение ребенка в период развития плода в утробе матери, в случае беременности женщины, инфицированной вирусом ВИЧ или больной СПИДом, а также непосредственно во время родов и после родов (в период кормления грудью).
Чтец 4.
Предупреждение заражения ВИЧ.
Нужно отдавать себе отчет в том, что:
При сексуальных контактах:
Наиболее безопасными являются: половое воздержание или контакты с единственным, верным и не зараженным партнером;
Можно уменьшить риск заражения, избирая более безопасное сексуальное
поведение;
Можно в значительной степени уменьшить риск заражения при использовании презервативов.
Чтец 5.
Меры профилактики.
Основное условие — Ваше поведение!
1.Половые контакты — наиболее распространенный путь передачи вируса. Поэтому надежный способ предотвратить заражение — избегать случайных половых контактов, использование презерватива, укрепление семейных отношений.
2.Внутривенно употребление наркотиков не только вредно для здоровья, но и значительно повышает возможность заражения вирусом. Как правило, лица, вводящие внутривенные наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации.
3.Использование любого инструментария (шприцы, катетеры, системы для переливания крови) как в медицинских учреждениях, так и в быту при различный манипуляциях (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т.д.) где может содержаться кровь человека, зараженного ВИЧ, требуется их
стерилизация. Вирус СПИДа не стойкий, гибнет при кипячении мгновенно, при 56С градусах в течение 10 минут. Могут быть применены и специальные дезрастворы. Спирт не убивает ВИЧ.
4.Проверка донорской крови обязательна.
Чтец 6.
Примечания
Это особенно полезное упражнение, поскольку оно позволяет актуализировать все факты, связанные с ВИЧ/СПИД, а также учитывать появляющиеся новые вопросы учеников.
Примерный список вопросов, которые участники в рати «учеников» могут изменять и дополнять в зависимости от того, какие вопросы, по их мнению, могут задавать их ученики:
Как можно «подхватить» СПИД?
Что означает слово СПИД? (Приведите полное название этой болезни по-русски).
Через сколько времени СПИД вызывает смерть?
Что означает сокращение ВИЧ?
Сколько людей в России больные СПИДом? А сколько в мире?
Можно ли заразиться вирусом BИЧ от проститутки?
Каким образом заражаются ВИЧ гомосексуалисты?
Когда мы сможем лечить СПИД?
Откуда появилась эта болезнь?
Можно ли жить в безопасности рядом с кем-то, кто инфицирован вирусом
ВИЧ?
Что случится, если кто-то, зараженный вирусом ВИЧ, поранится?
Как наркоманы заражаются вирусом ВИЧ?
Как люди, больные гемофилией, могут заразиться вирусом ВИЧ?
Нужно ли изолировать больных СПИДом?
Или не нужно? Почему?
Как презервативы могут предохранить от заражения ВИЧ инфекцией?
Почему не проводят обязательных анализов на СПИД для всех?
Я подозреваю, что мой знакомый болен СПИДом. Что мне делать?
Четырнадцать миллионов мужчин, женщин и детей инфицированы в настоящее время вирусом иммунодефицита человека, вызывающим СПИД. Ежедневно заражается еще более 5 тысяч человек и если не принимать срочные меры, к концу столетия число инфицированных достигнет 40 миллионов.
Напоминание о СПИДе: «Не погибни из-за невежества!» — должно стать реальностью для каждого человека.
АНКЕТА
На проверку знаний по теме «Вич/Спид»
(выберите и отметьте правильный ответ)
Учебное заведение___________
1. В чем суть разрушительного действия ВИЧ на организм?
- Вызывает дисбактериоз;
- Вызывает разрушение костной ткани;
- Способствует помутнению хрусталика глаза;
- Разрушает иммунную систему человека.
2. Какие жидкости несут ВИЧ-инфекцию?
- Слюна;
- Кровь;
- Моча;
- Выделение из носа;
- Сперма;
- Грудное молоко;
- Слезы.
3. Отметьте пути передачи ВИЧ-инфекции:
- Незащищенный сексуальный контакт;
- Пользование общей посудой;
- Переливание крови, использование нестерильных шприцов;
- От матери к ребенку (беременность, роды, вскармливание);
- Воздушно-капельным путем.
4. Как можно предотвратить заражение ВИЧ?
- Пользоваться гормональными таблетками;
- Использовать презерватив при половых контактах;
- Не вступать в сексуальные контакты и пользоваться одноразовыми шприцами;
- Иметь сексуальные отношения с людьми которых знаешь;
5. Как человек может узнать , что у него ВИЧ?
- Почувствовав недомогание;
- Сдав кровь на анализ на антитела к ВИЧ;
- Сдав мазки и бактериологические посевы у врача- венеролога.
6. Через какое время с момента предполагаемого заражения заражения лучше сдавать тест на антитела к ВИЧ?
- На следующий день;
- Каждую неделю в течении года;
- Через 3-6 месяцев;
- Через 3 года;
7. Период «окна»- это состояние, когда:
- Организм еще не успел выработать антитела к вирусу и диагностировать заболевание невозможно;
- У человека еще не появились симптомы заболевания;
- Человек не может передать инфекцию другим.
8. С какого момента после инфицирования человек может заразить других:
- После окончания периода «окна»;
- Когда разовьется СПИД;
- Сразу с момента заражения;
- На последней стадии СПИДа.
Варианты правильных ответов:
1-г;
2-б,д,е;
3-а,в,г;
4-б,в;
5-б;
6-в;
7-а;
8-в.
Оценочная шка?