Может ли ребенок быть вич инфицирован
Содержание статьи
ВИЧ-инфекция у детей
ВИЧ-инфекция у детей – это патологическое состояние, вызванное вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и характеризующееся прогрессирующим снижением иммунитета ребенка. Специфических клинических симптомов нет, основные проявления – лихорадка, диарея неясной этиологии, лимфаденопатия, частые инфекционные и бактериальные заболевания, СПИД-ассоциированные и оппортунистические патологии. Основные методы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции у детей – ИФА, иммуноблоттинг, ПЦР. Специфическое лечение включает в себя схемы антиретровирусных препаратов (ингибиторов обратной транскриптазы и протеазы).
Общие сведения
ВИЧ-инфекция у детей – это заболевание, которое развивается в результате длительной персистенции вируса иммунодефицита человека в лимфоцитах и клетках нервной системы и характеризуется медленно прогрессирующей дисфункцией иммунной системы. Впервые данный вирус был описан французским вирусологом профессором Люком Монтанье в 1983 году. ВИЧ – это РНК-содержащий ретровирус, имеющий сложное строение и высокую изменчивость, что обеспечивает его выраженную способность к репликации и стойкости в организме человека. Распространенность ВИЧ-инфекции у детей за последние 15 лет уменьшилась более чем на 50%. Ежегодно в мире фиксируется порядка 250 тысяч случаев, из них в России около 6,5-7,5 тысяч. Правильное проведение профилактики вертикальной трансмиссии вируса позволило снизить частоту инфицирования с 30% до 1-3% беременностей ВИЧ-позитивных матерей.
ВИЧ-инфекция у детей
Причины ВИЧ-инфекции у детей
ВИЧ-инфекция у детей имеет несколько механизмов передачи. Вирус может быть получен ребенком гематогенным путем от матери во время беременности. Также инфицирование может произойти во время использования необработанного медицинского инструментария, гемотрансфузий, трансплантации органов, у старших детей – при незащищенном половом акте. Все эти пути реализуются за счет содержания вируса в биологических жидкостях (кровь, спинномозговая жидкость, сперма, влагалищные выделения), тканях и органах инфицированного человека.
Основная причина (примерно 80%) ВИЧ-инфекции у детей – вертикальная передача вируса от матери к ребенку. Выделяют 3 периода, в которых потенциально возможно заражение – перинатальный (через систему плацентарного кровообращения), интранатальный (при контакте кожных покровов ребенка с кровью и секретом влагалища матери) и постнатальный (через грудное молоко). Риск инфицирования указанными путями составляет 20%, 60% и 20% соответственно. К факторам, повышающим риск передачи, относятся отсутствие профилактического лечения матери во время вынашивания ребенка, многоплодная беременность, преждевременные роды и роды через естественные половые пути, маточные кровотечения и аспирация крови ребенком, прием наркотических веществ и алкоголя во время беременности, вскармливание грудным молоком, экстрагенитальная патология и коинфекция.
Патогенез ВИЧ-инфекции у детей основан на связывании вируса с CD4+ Т-лимфоцитами, в которых он модифицирует ДНК клетки. В результате этого начинается синтез новых вирусных частичек, а затем – вирионов. После полной репродукции вируса происходит гибель Т-лимфоцитов, однако инфицированные клетки остаются в системном кровотоке, служа резервуаром. Как результат отсутствия функционально полноценных иммунокомпетентных клеток развивается иммунодефицит. Характерной особенностью ВИЧ-инфекции у детей является сопутствующий дефицит В-лимфоцитов и тропность вируса к тканям ЦНС. Проходя сквозь гематоэнцефалический барьер, вирус вызывает аномалию расположения глиальных клеток, задержку развития головного мозга, дистрофию и атрофию нервной ткани и определенных нервов (чаще всего – зрительного). В педиатрии поражение ЦНС является одним из первых маркеров наличия ВИЧ.
Симптомы ВИЧ-инфекции у детей
Клиническая картина ВИЧ-инфекции у детей может существенно отличаться в зависимости от периода и способа передачи вируса. При инфицировании парентеральным или половым путем присутствует острый ретровирусный синдром, после чего заболевание протекает в 4 стадии: два латентных этапа и два периода развернутых клинических симптомов. При вертикальном пути заражения острый ретровирусный синдром и бессимптомная стадия не выявляются. Острый ретровирусный синдром наблюдается у 30-35% детей после окончания инкубационного периода (от 2 недель до 3 месяцев с момента инфицирования). Клинически ВИЧ-инфекция у детей на этом этапе может проявляться фарингитом, лимфоаденопатией, гепатоспленомегалией, субфебрилитетом, уртикарной или папулезной сыпью, редко – менингеальными симптомами. Ее длительность колеблется от 2 суток до 2 месяцев, в среднем составляет 21 день.
Следующая стадия – бессимптомного носительства и персистирующей лимфаденопатии. Возможное проявление ВИЧ-инфекции у детей на этой стадии – увеличение двух групп лимфоузлов. Ее длительность – от 2 до 10 лет. Вторая стадия характеризуется потерей массы тела (порядка 10%), поражением кожных покровов и слизистых оболочек (дерматиты, микозы придатков кожи, рецидивные заболевания слизистых ротовой полости и губ), рецидивирующим опоясывающим герпесом. Общее состояние, как правило, не нарушается. Третья стадия включает в себя выраженные проявления иммунодефицита: общее недомогание, диарею невыясненной этиологии, анорексию, лихорадку, головную боль, потливость по ночам, спленомегалию. ВИЧ-инфекция у детей на данном этапе сопровождается неврологическими нарушениями, отмечаются периферическая невропатия, ухудшение памяти. Также она характеризуется рецидивирующим кандидозом полости рта, простым и опоясывающим герпесом, ЦМВ-паротитом. При четвертой стадии (стадия СПИДа) на первый план выходят клинические проявления тяжелых оппортунистических заболеваний и опухолей.
У младенцев и детей в возрасте до 3 лет типичной особенностью является высокая частота тяжелых бактериальных инфекций. Практически в 50% случаев ВИЧ-инфекции у детей возникают гнойные отиты, менингиты, поражения кожи, бактериальные пневмонии со склонностью к абсцедированию и появлению плеврального выпота, бактериальный сепсис, поражения суставов и костей. Как правило, в роли возбудителей выступают S. pneumoniae, S. aureus, H. influenzae, E. coli и некоторые виды сальмонелл.
Диагностика ВИЧ-инфекции у детей
Диагностика ВИЧ-инфекции у детей основывается на данных анамнеза и лабораторных тестах. Объективный осмотр и инструментальные методы исследования информативны только в случае развития бактериальных инфекций или СПИД-ассоциированных заболеваний. Подозрение на ВИЧ-инфекцию у детей возникает при выявлении педиатром хотя бы четырех из следующих симптомов: отягощенный эпидемиологический анамнез, генерализованная гиперплазия лимфоузлов, потеря массы тела (свыше 10% от исходной), необоснованная диарея (более 1 месяца), стойкая или перемежающаяся гипертермия (более 1 месяца), частые бактериальные, вирусные, грибковые или паразитарные заболевания, СПИД-ассоциированные и оппортунистические патологии и т. д.
Ведущее место в диагностике ВИЧ-инфекции у детей занимают лабораторные тесты. Среди неспецифических изменений в общем и биохимическом анализах крови могут присутствовать анемия, лейкопения, тромбоцитоз или тромбоцитопения, повышение уровня АлТ и/или АсТ. При иммунологических исследованиях у таких детей можно выявить повышение уровня иммуноглобулинов, падение уровня CD4 и соотношения CD4/CD8, уменьшение продукции цитокинов, повышение уровня циркулирующих иммунокомплексов, у новорожденных возможна гипо-γ-глобулинемия. Специфическая диагностика ВИЧ-инфекции у детей подразумевает проведение ИФА с определением антител к вирусу. При его позитивном результате осуществляется иммуноблоттинг с идентификацией иммуноглобулинов к некоторым белкам вируса (gp 41, gp 120, gp 160). В последнее время широко используются тесты для определения вирусной нагрузки (количества копий вирусной РНК).
Лечение ВИЧ-инфекции у детей
Лечение ВИЧ-инфекции у детей заключается в проведении специфической антиретровирусной терапии, профилактике или лечении оппортунистических заболеваний и устранении симптомов патологии. В современной медицинской практике используются противовирусные препараты, ингибирующие обратную транскриптазу (нуклеозидные и ненуклеозидные аналоги) и протеазу. Наиболее эффективной считается схема, состоящая их трех препаратов – два нуклеозидных аналога и один ингибитор протеазы. Выбор конкретных медикаментов, схема их употребления подбираются индивидуально для каждого ребенка. В зависимости от имеющихся оппортунистических заболеваний используются специфические этиотропные (антибиотики, противотуберкулезные, противовирусные, противогрибковые препараты и пр.) и симптоматические (жаропонижающие, антигистаминные, пробиотики, витаминные комплексы, дезинтоксикационная терапия) средства.
Прогноз и профилактика ВИЧ-инфекции у детей
Прогноз при ВИЧ-инфекции у детей серьезный. Как правило, правильно подобранная антиретровирусная терапия позволяет добиться замедления репликации вируса на долгие годы, однако на данный момент ВИЧ остается неизлечимым заболеванием. На фоне проводимого лечения удается достичь высокого качества и удовлетворительной продолжительности жизни и полной адаптации ребенка в социуме.
Профилактика ВИЧ-инфекции у детей включает в себя исключение всех возможных путей передачи вируса: контроль переливаемой крови и трансплантируемых органов, медицинского инструментария, избежание незащищенных половых актов. Отдельное место занимает профилактика вертикальной трансмиссии. Согласно рекомендациям UNICEF, она включает в себя помещение беременной ВИЧ-позитивной женщины на учет у гинеколога, прием противовирусных средств с 24-28 недели, рациональный выбор способа родоразрешения, исключение грудного вскармливания, назначение противовирусных средств ребенку с момента рождения. Данные меры позволяют снизить риск развития ВИЧ-инфекции у детей до 1-3%.
Источник
ВИЧ-инфекция у ребенка
Первая информация о ВИЧ-инфекции появилась в середине 80-х годов и в первые годы после её обнаружения получила название СПИД — синдром приобретённого иммунного дефицита. По современным данным, в настоящее время в мире насчитывается около 40 миллионов больных. Стремительное распространение и неизлечимость этого заболевания снискали ему славу «чумы ХХ века». В настоящее время, хотя речь об излечивании ВИЧ-инфекции пока не идет, вовремя поставленный диагноз и грамотное лечение может на неопределенно долгий срок отодвинуть развитие ВИЧ-инфекции до стадии СПИДа, а стадию СПИД сделать обратимой, а значит, сохранить больному жизнь и ее качество.
Большинство случаев заражения младенцев и малолетних детей ВИЧ-инфекцией связаны с ее передачей от матери к ребенку. Младенцы и малолетние дети могут быть заражены ВИЧ-инфекцией во время беременности, родов, а также при кормлении грудью. Обычно будущие матери проходят двукратный скрининг на выявление ВИЧ-инфекции во время беременности. Если результатов обследований нет, то рожать направляют в специализированные роддома (например, в инфекционную больницу им. Боткина в Москве).
Все дети, рожденные от ВИЧ-серопозитивных матерей, получают антитела к вирусу через плаценту. Однако только у 15-23% этих детей в последующем диагностируется ВИЧ-инфекция. Материнские антитела сохраняются до 2-х лет, и окончательно определить, инфицирован ли ребенок, можно лишь через 18 месяцев после его рождения. После родов ребенок ВИЧ-инфицированной женщины ставится на учет в детскую поликлинику с диагнозом «Неокончательный тест на ВИЧ», где наблюдается до исчезновения материнских антител к ВИЧ, с периодичностью 1 раз в 3 месяца на первом году жизни и 1 раз в 6 месяцев после года. Если по достижении 2-х лет вирус у ребенка не обнаружен – он снимается с учета. Он ЗДОРОВ!
Диагноз «ВИЧ-инфекция» выставляется ребенку, у которого в крови методом ПЦР обнаружены РНК ВИЧ и имеются клинические проявления ВИЧ-инфекции.
Анализы, которые сдают ВИЧ-инфицированные дети, — иммунный статус (количество клеток СD4) и вирусная нагрузка.
Однако у детей иммунная система сформировалась еще не до конца, поэтому результаты этих анализов у них отличаются от результатов взрослых людей. Например, в норме иммунный статус детей гораздо выше, чем у взрослых. У ВИЧ-положительных малышей вирусная нагрузка может увеличиться до крайне высокого уровня (более 1 миллиона копий/мл) и постепенно снижаться в течение первых лет жизни. Используя анализ на иммунный статус и вирусную нагрузку, можно судить о развитии заболевания у детей.
Спектр оппортунистических инфекций (заболеваний, не свойственных людям с нормальной иммунной системой) у детей с ВИЧ практически такой же, как и у взрослых, за исключением того, что отличается показатель относительной вероятности их возникновения. Цитомегаловирус и токсоплазмоз отмечаются реже. Бактериальные инфекции случаются чаще и фактически составляют основную форму вторичных инфекций. Пневмоцистная пневмония (ПП), оральный и эзофагиальный кандидоз, атипичные микоплазменные инфекции и заражение кишечными простейшими микроорганизмами составляет основную массу небактериальных осложнений среди ВИЧ-положительных детей; диагностирование и лечение таких нарушений проходит так же, как у взрослых.
У детей с ВИЧ-инфекцией отмечается задержка психомоторного развития, отмечается гипотрофия, часто анемия. Около 50% их них рождаются с низким весом (менее 2500 г) и явлениями морфофункциональной незрелости. Примерно у 80% детей отмечается неврологическая симптоматика (гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдром нервно-рефлекторной возбудимости, синдром двигательных нарушений), абстинентный синдром. ВИЧ-положительные дети медленнее развиваются и половое созревание у них начинается позже.
Только Ваш лечащий врач решает, когда можно начинать терапию!
Если у ребенка есть ВИЧ-ассоциированные заболевания или его иммунный статус быстро снижается, а вирусная нагрузка растет, следует назначать терапию. Врачи ориентируются на те показатели, о которых речь говорилась выше, чтобы определить, когда начинать лечение. Если, по их расчетам, риск появления СПИДа у ребенка в следующем году от 10% и больше — рекомендуется начинать терапию.
При лечении ВИЧ-инфицированных детей должны использоваться комбинации антиретровирусных препаратов. Единственный случай, когда применяется монотерапия, это шестинедельный профилактический курс у ребенка от ВИЧ-инфицированной матери.
При правильно подобранной терапии в течение 1 месяца достигается снижение количества РНК ВИЧ до неопределяемых значений. В большинстве случаев дети переносят препараты удовлетворительно. Из побочных эффектов отмечается: снижение аппетита, тошнота, диарея, анемия.
Соблюдать гигиену в доме и приучить к этому ребенка: проветривать, делать влажные уборки, часто мыть руки, приучить малыша не брать в руки мусор.
Организовать режим и диету ребенку — полноценно питаться, гулять на свежем воздухе и хорошо отдыхать.
Следить за ротовой полостью ребенка — чистить ему зубы и приучить к этому его самого, если во рту появились язвочки — обратиться к врачу.
Избегать любых инфекций и немедленно обращать к врачу при любых подозрительных признаках заболевания.
Выполнять все требования врача по лечению: вовремя и правильно давать ребенку лекарства; не отменять терапию самостоятельно — это может вызвать развитие устойчивости ВИЧ к лекарствам; советуйтесь с врачом, если появились побочные эффекты.
ВИЧ не передается при бытовых контактах. Дети с ВИЧ-инфекцией не опасны другим:
- при чихании и кашле,
- при пребывании в одном помещении,
- при укусах насекомых,
- при пользовании общим бельем и полотенцами,
- при объятиях и рукопожатиях (кожа является естественным барьером для ВИЧ),
- при проведении медицинских манипуляций, в парикмахерских, если соблюдаются все условия дезинфекции и стерилизации.
При поступлении в дошкольные образовательные заведения или школу от родителей не требуется сообщать диагноз ребенка администрации образовательного учреждения. Ни одно официальное лицо (включая директора образовательного учреждения, руководителя районного или городского отдела образования, воспитателей и педагогов и т.д.) не имеет права требовать от родителей справки о наличии или отсутствии у ребенка ВИЧ-инфекции или принуждать родителей к объявлению диагноза ребенка.
Право на сохранение в тайне медицинского диагноза, в том числе диагноза «ВИЧ-инфекция», предусмотрено законодательством не случайно. Население в целом и работники образования в частности недостаточно информированы о ВИЧ-инфекции, а неверные представления о природе заболевания и необоснованные опасения заразиться ВИЧ широко распространены. Информирование руководителя и персонала учебного заведения о наличии у ребенка ВИЧ-инфекции возможно только в добровольном порядке! Сегодня в большинстве стран мира дети, живущие с ВИЧ, ходят в обычные детские сады, учатся в обычных школах, отдыхают вместе с остальными детьми на обычных курортах и в летних лагерях.
За годы распространения эпидемии ВИЧ-инфекции нигде в мире, в том числе и в России, не было зарегистрировано ни одного случая передачи вируса от одного ребенка другому в условиях детского сада или школы.
Право на сохранение в тайне медицинского диагноза, в том числе диагноза «ВИЧ-инфекция», предусмотрено законодательством. ВИЧ-инфицированные дети являются инвалидами детства, получают денежное пособие и определенные законом РФ льготы.
ВИЧ-инфицированные дети пожизненно наблюдаются в специализированных центрах, где бесплатно получают необходимое обследование и лечение.
Достижения современной медицины позволяют лечить таких детей и дать возможность им жить полной, здоровой жизнью. А кроме этого, им необходима наша поддержка, доброта, любовь и, главное, им нужна заботливая семья!
Источник
«Так получилось, никто в этом не виноват». Как в России живут подростки с ВИЧ
В июле 19-летний Юра собрал рюкзак: положил палатку, спальный мешок, одежду, обувь, презервативы, лекарства, прикрепил к рюкзаку скейтборд и, доехав до окраины Екатеринбурга, остановил газель. Юра пропутешествует автостопом несколько месяцев, заедет в Казань, Москву, Питер, Крым. Он рассказывает, что водители почти в каждой машине спрашивали, почему он не служил и его, здорового парня, не призывают в армию. Отвечал на это Юра просто: «У меня ВИЧ-инфекция, а с ней не берут в армию». После этого, по его словам, у них с водителем завязывался многочасовой диалог о способах передачи ВИЧ, профилактике инфекции и жизни с ней.
Корреспондентка СПИД.ЦЕНТРа Анастасия Платонова рассказывает, с какими проблемами сталкиваются подростки с ВИЧ.
Почва выбита из-под ног
По состоянию на 2018 год в России проживают как минимум 9 529 детей с ВИЧ, всего за период наблюдений в нашей стране было зарегистрировано по меньшей мере 11 088 детей, рожденных от ВИЧ-положительных матерей и получивших вирус от матери. Как правило, эти младенцы рождались в период «окна», когда анализы еще не показывают наличие вируса в крови женщины, и, следовательно, мать не получает терапию во время беременности и после рождения кормит ребенка грудью. Поэтому большинство случаев заболеваемости ВИЧ (44,2 %) регистрируются у детей до года, но есть и случаи, когда ВИЧ выявляется у подростков в возрасте от 15 до 18 лет (например, за первое полугодие 2019 года в Кировской области было выявлено два таких случая).
Дети и подростки с ВИЧ в прошлом, как правило, пережили травму: потерю матери, отца или обоих родителей, жизнь в детском доме, жизнь в семье, где родители употребляли наркотики. Директор благотворительного фонда «Дети+» Ольга Кирьянова приводит статистику Минздрава: «Из всех детей, живущих с ВИЧ, восемь процентов — это сироты, двадцать три процента воспитываются родственниками, тринадцать процентов потеряли родителей и живут в приемных семьях, и двадцать шесть процентов воспитываются одинокими родителями, похоронив при этом мать или отца, которые, скорее всего, умерли от того же заболевания. Поэтому у этих детей почва уже выбита из-под ног».
История 16-летней Аделины* отчасти подтверждает слова Кирьяновой: отец употреблял инъекционные наркотики, но когда познакомился с ее мамой, Тамарой*, сказал, что бросил. Во время беременности женщина сдавала тесты на ВИЧ (в последний раз — на восьмом месяце), но результаты были отрицательными. В 2005 году, когда дочке было два года, Тамара готовилась к плановой операции и снова сдала анализ — пришел положительный результат. Врачи проверили детей, у старшей дочери от первого брака тест был отрицательным, а у Аделины — положительным.
«У меня была паника из-за своего диагноза и дочери. Я полгода не могла ни спать, ни есть, не могла прийти в себя. Никого не обвиняла, но не понимала, сколько проживу я, сколько проживет мой ребенок, как я ей об этом скажу, что с нами будет. Я-то еще взрослый человек, а ведь у нее впереди жизнь, что ее ждет?» — вспоминает Тамара.
Но со временем стало ясно, что жизнь не заканчивается: Аделина начала принимать терапию, и, не считая трудностей в начале (маленького ребенка было сложно заставить выпить лекарство), жизнь семьи вошла в обычную колею. Сама девушка рассказывает, что в детстве особенно не интересовалась, какие таблетки и зачем она пьет: «Но лет в восемь-девять я уже задумывалась, а зачем, что это такое, почему. А когда задавала вопросы, например, бабушке, она начинала грустить, иногда плакала, и я перестала интересоваться. Если же я спрашивала у мамы, она говорила, что надо».
История 19-летнего Юры Исаева похожа на историю Аделины: юноша живет с ВИЧ с детства и долгое время не слишком задумывался, чем именно он болен. Мама просто объясняла Юре, что у него «проблемы с кровью», и ребенка это устраивало.
«Ты пьешь витаминки»
Раскрытие диагноза — довольно непростой этап в жизни ВИЧ-положительного ребенка, объясняют в фонде «Дети+»: «Иногда родители не готовы сами рассказать про заболевание, и поэтому они обращаются к нам. Это бывает в очень разном возрасте детей, иногда им уже 14, а то и 16 лет, а с ними никто не говорит о диагнозе. В таком возрасте подросток уже обо всем догадывается, он ежедневно принимает препараты, каждые три месяца сдает анализы. Из-за того, что он не знает, чем болеет и что с ним происходит, у него могут возникнуть разные идеи и страхи», — рассказывает Полина Гальцова, руководитель проектов фонда.
по теме
Общество
Изгнанные из Искитима. История одной травли
Это влияет и на приверженность терапии, продолжает ее коллега, психолог Вероника Золотова: «Чаще всего детям говорят, что они пьют витаминки. Но ведь никто же не пьет витаминки всю жизнь. И я не буду. При этом оптимальный возраст раскрытия диагноза — это 10-12 лет, до начала подросткового периода, когда идет процесс сепарации и ребенок подвергает сомнению все, что говорит родитель. А родитель уже не может дать такую же поддержку и принятие, как раньше».
Став постарше, лет в десять, Аделина решила загуглить название таблеток: «Там было написано что-то вроде «У МЕНЯ СПИД». Но я это восприняла спокойно, хоть меня и угнетало, что не могу ни с кем поделиться, поэтому рассказала одной подруге. Она меня поддержала, никому не рассказала. А когда я оставалась у нее на ночь — мне надо было выпить таблетки так, чтобы ее мама не увидела, — она приносила мне воды, помогала все сделать незаметно».
Тамара тоже вспоминает, что в этом возрасте дочь вела себя немного непривычно: она стала замечать, что Аделина не всегда пьет таблетки — нужно было ехать получать препараты, а лекарства еще оставались. Примерно тогда же Тамаре в Одноклассниках пришло сообщение от подруги дочери. Она спрашивала: «А все ли с Аделиной в порядке? Она мне сказала, что умрет через три месяца».
После этого женщина поняла, что дочь уже явно знает про диагноз, и честно поговорила с ней обо всем: «Я сказала: „Вот ты пьешь таблетки, потому что у тебя есть заболевание, ВИЧ-инфекция. Так получилось, никто в этом не виноват. Наш папа употреблял наркотики, боролся с зависимостью, но у него не получилось, и я на восьмом месяце сдавала анализы на ВИЧ, но есть период окна, вирус не выявили, и я кормила тебя грудью“», — вспоминает Тамара.
По словам женщины, общая болезнь объединяет их с дочерью: «Это наша общая тайна. Тогда же я объяснила, что именно от этого и умер папа, а Аделина видела, что он умирал тяжело».
«Я прочел инструкцию к лекарству, и там было написано про ВИЧ. Мама сказала, что об этом никому нельзя говорить, а рассказывать только, что у меня проблемы с кровью. Но друзьям было, в общем-то, все равно»
После этого разговора Тамара стала брать с собой девочку на встречи ВИЧ-положительных людей — хотела, чтобы она видела: люди с ВИЧ могут быть успешными, создавать семьи, заводить детей. Сейчас к женщине стали обращаться за советом и другие родители: «Вот мне звонит мама, у которой ребенка заразили в больнице, и говорит: что мне делать? Я отвечаю, что ребенка надо любить. Он должен чувствовать вашу любовь».
Сама Аделина вспоминает, что ей помогли поддержка матери и встречи с ВИЧ-сообществом: «Это были прекрасные люди, очень разные, и я была достаточно осведомлена, чтобы не беспокоиться за свою будущую жизнь». Но новость, что ее отец умер от СПИДа, шокировала девушку: «Папа умер, когда мне было десять. Мне раньше говорили, что он умер от опухоли. Я думаю, что отказаться от лечения было очень глупо с его стороны, если бы он принимал терапию, он был бы со мной сейчас здесь, но, видимо, из-за своей неосведомленности он поступил так. Обидно, что он не подумал, как мы будем без него».
Если родители сообщают детям диагноз в более раннем возрасте, они иногда просят их быть осторожными и никому не рассказывать о болезни. Так произошло с Юрой Исаевым, когда он лет в 6-8 спросил свою мать, чем именно болен: «Я прочел инструкцию к лекарству, и там было написано про ВИЧ. Я спросил у мамы, она сначала сказала нет, потом призналась. Но сказала, что об этом никому нельзя говорить, а рассказывать только, что у меня проблемы с кровью. Но я все равно друзьям тут же рассказал. Им было, в общем-то, все равно».
Даже если ребенок знает о своем ВИЧ-статусе, это не всегда гарантирует, что он будет принимать антиретровирусную терапию. «Во-первых, подростки бунтуют против всего, что им кажется нелогичным, во-вторых, у них нет ценности своей жизни, и когда им говорят: „Если ты не будешь принимать таблетки, то умрешь“, они отвечают: “Ну, и прекрасно, не очень-то и хотелось“», — рассказывает Полина Гальцова.
Ее коллега, психолог фонда «Дети+» Вероника Золотова добавляет, что чаще всего подростки бросают терапию в возрасте 14-15 лет: «Обычно бывает так: приходит ребенок в СПИД-центр, сдает анализ, и выясняется, что вирусная нагрузка растет. Ребенок говорит: «Я пью терапию, пью», а потом родители находят эти препараты, спрятанные в углах и за шкафами».
«Зачем вы хотите заражать нашу дочь?»
Рассказывать ли друзьям и сверстникам, что у тебя ВИЧ, и как реагировать, если при тебе обсуждаются люди, живущие с вирусом, — еще один непростой выбор ВИЧ-положительных подростков. Золотова рассказывает, что они объясняют подросткам: нормально обсуждать свое здоровье и любые свои заболевания только с близким кругом — родителями, родственниками, постоянными партнерами, а не рассказывать об этом всем окружающим.
При этом даже такая стратегия может не спасти от дискриминации: «Одна девушка рассказала своему парню о статусе, но потом они расстались по ее инициативе, и парень решил отомстить — рассказывает всем про ее статус, из-за чего от девушки отвернулось окружение, — говорит Ольга. — Мы много предприняли мер, чтобы решить эту ситуацию, но главный фактор для девушки — это самооценка и уверенность в себе. Если человек в такой ситуации чувствует поддержку, чувствует, что он здоров и успешен, он может это пережить».
При этом, по ее словам, важно, чтобы у подростка была безопасная площадка для общения — круг сверстников, где он может открыто говорить о волнующих его проблемах. Поэтому в фонде устраивают групповые занятия для подопечных подростков и профориентационные встречи.
Аделина говорит, что она много думает, как и на каком этапе стоит рассказывать молодому человеку о ВИЧ-инфекции. Сейчас вирусная нагрузка у нее неопределяемая, а значит, она не может никому передать вирус. «Я постоянно думаю, как рассказать об этом парню, когда у меня будут какие-то серьезные отношения. Меня это пугает настолько, что иногда даже начинается страх перед отношениями», — говорит она.
Этот страх подкрепляется еще и тем, что подростки зачастую слышат от сверстников предрассудки, связанные с путями передачи ВИЧ. Однажды при Аделине обсуждали, что ВИЧ может передаться через поцелуй, а Юра столкнулся с таким мифом на профилактическом уроке: учитель права, проводивший урок, в конце добавил, что он сам бы «целоваться с такими людьми не стал». От этой фразы Юра рассмеялся и заверил одноклассников, что это неправда. А зная, что у него ВИЧ, подростки тоже не восприняли учителя серьезно. Кроме того, в окружении юноши есть родственник ВИЧ-диссидент, и переубедить его Исаев пока не смог.
по теме
Лечение
Без лица. Исповедь ВИЧ-положительного подростка
Сам Юра уже несколько лет живет с открытым статусом: в 17 лет, после первого публичного интервью, он написал пост ВКонтакте и Инстаграме, что у него ВИЧ. Впрочем, по его словам, подписчики и так давно знали. После этого ему стали писать другие подростки с ВИЧ и люди, которым просто хотелось узнать больше об инфекции. Поэтому для него вопрос, как рассказывать партнерше о ВИЧ и на каком этапе, отпадает сам собой.
Но Юра вспоминает, как, по обыкновению рассказав девушке о ВИЧ, терапии и неопределяемой нагрузке, столкнулся с агрессией со стороны ее родителей: «Она рассказала обо мне, и они мне позвонили с вопросом, зачем вы хотите заражать нашу дочь? А когда я провожал ее до дома, слышал, как через домофон родители говорили, чтобы она без справки не приходила». В то же время Исаев отмечает, что подобный опыт для него — исключение. Аделина тоже уверяет, что не сталкивалась с открытой агрессией или дискриминацией людей с ВИЧ.
Сейчас Юра живет в Москве — он приехал сюда после нескольких месяцев путешествия автостопом. В кармане куртки он носит таблетницу — сейчас там осталось всего восемь таблеток, но скоро мама должна прислать ему посылку из Екатеринбурга. На днях он начал работать в фонде «СПИД.ЦЕНТР» над проектом для ВИЧ-положительных подростков ACTeens. Аделина учится в десятом классе подмосковной школы и хочет поступать в архитектурный: заниматься проектированием зданий или благоустройством городов. Она носит темно-вишневое пальто и широкие черные брюки, когда мы идем по улице, прохожие на нее засматриваются — Аделина очень красивая.
***
Игорь*, 13-й летний подросток с ВИЧ, вел этот дневник для психолога в кризисный этап своей жизни. Когда рядом не оказалось взрослого, готового поддержать его. Игорь — приемный подросток, от него отказалась кровная мать, и много лет он прожил в детском доме. Из дневника видно, что проблемы Игоря в меньшей степени касаются ВИЧ, а связаны с детско-родительскими отношениями, прошлыми травмами и жизнью в детском доме. Поэтому родители детей и обращаются к специалистам, в частности в фонд «Дети+». Помочь семье в такой ситуации могут только профессионалы — юристы, клинические психологи, психиатры, неврологи и другие специалисты.
Авторская орфография и пунктуация сохранены. Дневник публикуется с минимальной правкой. Имена героев статьи изменены по их просьбе.
***
Я не понимаю, зачем я живу на свете. Я не знаю, что происходит со мной. Просто не знаю, мне никто не помогает, но я хочу чтобы помогли. Если я скажу маме об этой ситуации, она обратится к психиатру, а я не хочу чтобы мама обращалась к психиатру.
[…]
Я боюсь общество, а себя почему-то не боюсь, и близких мне людей тоже не боюсь, я просто, наверное, замкнутый человек, я не понимаю, что я делаю, совершаю какое-то действие как будто это не я. Я хочу умереть, но у меня это не получается, мне просто не дают умирать, все говорят что я для них полезен вот и все…
Меня постоянно ругают, ругают, а до меня это не доходит что нельзя просто, врать, я не перестаю, мне это мешает, я не могу с этим справиться, чтобы не врать, я не могу просто осознать, я боюсь, что будут меня ругать, я не могу справиться с этим, у меня плохи дела с папой и мамой, когда я плачу, мне становится стыдно что я сделал, но это все равно происходит и из-за этого я могу сбежать из дома надолго, обычно я возвращаюсь до 12:00 ночи, а вот один раз я вернулся в 7:30 утра, я пишу все очень страшное… Мне вообще родители перестали верить, потому что я им постоянно вру, я не могу отвыкнуть
[…]
Мне кажется, что мама меня очень любит и семья тоже, но я не вижу это.
Я маму очень очень сильно люблю, но […] мне и маме кажется что мы друг друга не любим, но это неправда. […] Мы друг друга любим, но я и мама не видим, что любим друг друга.
Я хочу так, как уже было как в других семьях, все классно и великолепно, мне кажется что я этой семье не подхожу вообще ни капельки, я просто не знаю, как мне себя вести в таких ситуациях и вообще в мире как себя вести, я ни разу не сидел вдвоем с мамой в кафе и не разговаривал о жизни моей, что со мной происходит, я просто сам не знаю, что со мной происходит, мне просто не с кем поболтать о моей жизни.
Я боюсь, что-то может произойти в любой неожиданный момент, когда что-то я совершаю, мне кажется, что [это] становлюсь не я, ко мне кто-то поселяется в тот момент, а потом через некоторый момент отселяется от меня и я становлюсь прежним, каким я был тогда, и я с этим никак не могу [ничего] поделать, просто никак.
[…]
Я папу и маму очень сильно люблю, но […] или так кажется, и они не знают, как я их люблю, несмотря, что я совершаю не то, я их в душе и не в душе люблю, они и я это знаем, но мы просто не можем друг друга понять, я не знаю как это называется, просто я исполнил их желания не воровать дома и в магазине, для меня это просто достижения, я просто хочу чтобы папа мне уделял больше времени несмотря на его работу.
Источник