Особенности консультирования в профилактике вич инфекции

Консультирование при обследовании на ВИЧ: возможности профилактики заражения

ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора, Москва

Цель исследования. Иизучение информированности медицинских работников по вопросам консультирования при обследовании на ВИЧ.
Материалы и методы. В 2017 г. проведен анкетный опрос 128 специалистов в рамках сертификационных учебных циклов. Участники опроса составили 4 группы: 3 – по территориальному признаку (группа 1 – опрошенные в Нижнем Новгороде, п = 34; группа 2 – в Челябинске, п = 25; группа 3 – в Москве, п = 22). В группу 4 (п = 47) вошли сотрудники центров молекулярной диагностики, которые обучались на тематическом семинаре, посвященном развитию навыков консультирования при обследовании на ВИЧ. Использовали вопросы-индикаторы о целях консультирования при обследовании на ВИЧ, различиях методов профилактической работы и механизмах повышения их эффективности.
Результаты. Выявлено наличие двух представлений респондентов о цели консультирования при обследовании на ВИЧ: информирование по разным вопросам, связанным с ВИЧ-инфекцией, и изменение поведения в отношении заражения. Большинство респондентов не отмечали разницы между консультированием и информированием, а также высказались в пользу наличия прямой зависимости поведения от полученной информации.
Заключение. Профилактическая работа, основанная исключительно на информировании, не позволяет эффективно противодействовать эпидемии ВИЧ-инфекции. Эмоциональный компонент установки на выбор формы поведения в процессе информирования существенно не меняется и требует использования диалогических форм коммуникации.

Предупреждение развития эпидемии, связанной с распространением ВИЧ-инфекции, на территории Российской Федерации, а также повышение информированности граждан по вопросам ВИЧ-инфекции включены в перечень задач, установленных Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 г.

Основным методом профилактической работы на данный период определено информирование населения и отдельных целевых групп, а приоритетным направлением первичной профилактики ВИЧ-инфекции с 2016 г. становится информационно-пропагандистская деятельность.

Метод информирования, помимо сравнительной простоты, удобства для специалистов, экономии времени, позволяет единовременно охватить большую целевую аудиторию. Такая возможность предоставляется при проведении медицинского освидетельствования на ВИЧ, которое включает лабораторное исследование и консультирование. В Государственной стратегии отмечено, что медицинское освидетельствование позволяет предотвратить новые случаи заражения ВИЧ-инфекцией посредством индивидуальной работы с пациентами. Доступ к консультированию и тестированию на ВИЧ также является необходимым условием для своевременного предоставления медицинской помощи и лечения больным ВИЧ-инфекцией.

По данным Федерального научно-методического центра профилактики и борьбы со СПИДом, в 2015 г. в РФ было обследовано на антитела к ВИЧ 28 336 911 сывороток (19,4% от численности населения)1. В 2016 г. величина этого показателя составила 30 752 828 сывороток. В 2017 г. в России было протестировано на ВИЧ 33 870 850 образцов крови российских граждан (23,1 теста на ВИЧ на каждые 100 человек населения), что на 10,1% больше по сравнению предыдущим годом. Можно предположить, что не снижалось и число обследованных лиц, хотя структура тестирования на ВИЧ не была оптимальной: тестирование преимущественно проводилось по кодам «прочие» (в 2015 г. – 41,1%) и «обследованных по клиническим показаниям» (22,0%) [1]. При этом мы не располагаем данными о том, проводится ли консультирование при обследовании на ВИЧ и каков его объем и качество, а между тем профилактическая значимость освидетельствования на ВИЧ заключается в консультировании. Его отсутствие или некачественное выполнение препятствует реализации задачи эффективного противодействия эпидемии заболевания.

Проведенное нами в 2015 г. изучение охвата консультированием при обследовании на ВИЧ и причин его недостаточности в 32 регионах РФ показало наличие недо­оценки профилактических возможностей консультирования, широкий диапазон количественных характеристик охвата этой процедурой (от 100 до 5%). Полученные данные свидетельствовали о том, что в полном объеме консультирование при тестировании на ВИЧ проводилось преимущественно в специализированных ЛПУ – центрах профилактики и борьбы со СПИДом. Среди причин недостаточного охвата консультированием при обследовании на ВИЧ были названы дефицит времени и специалистов, недостаток навыков, отсутствие выделения консультирования в качестве услуги [2].

Читайте также:  Можно ли от комаров заболеть вич

Целью настоящего этапа исследования было дальнейшее изучение информированности медицинских работников по вопросам консультирования при обследовании на ВИЧ.

Материалы и методы

В 2017 г. мы провели сплошное поперечное исследование методом анкетного опроса, в котором приняли добровольное участие 128 специалистов.

1-я группа врачей (34 участника, из них 30 женщин) была о…

Беляева В.В., Ермак Т.Н.

Источник

Методика консультирования по проблемам ВИЧ-инфекции и СПИДа

Лекции.Орг

Особенности консультирования в профилактике вич инфекции
Устал с поисками информации? Мы тебе поможем!

В странах, которые столкнулись с проблемой эпидемии ВИЧ-инфекции, в течение последнего десятилетия постепенно сложилась система консультирования, связанного с ВИЧ-инфекцией, выполняющего ряд функций: от профилактической до просветительской.

Психологическое консультирование по проблемам ВИЧ/СПИДа — это процесс, цель которого — обеспечение профилактики ВИЧ-инфекции и её передачи, а также оказание психосоциальной поддержки тем, кто уже заражен. При этом профилактика и поддержка рассматриваются как взаимодополняющие процессы.

Консультирование при ВИЧ-инфекции проводится в форме собеседования. Глобальная программа Всемирной организации здравоохранения по борьбе со СПИДом (UNAINDS) определяет понятие консультирования как конфиденциальный диалог между клиентом (обратившимся лицом) и консультантом (лицом, предоставляющим поддержку), имеющий целью помочь клиенту преодолеть психоэмоциональный стресс и принять свои собственные решения относительно ВИЧ-инфекции.

Процесс консультирования включает в себя оценку степени личного риска передачи ВИЧ-инфекции и обеспечение поведения, облегчающего профилактику.

Цель консультирования при ВИЧ-инфекции состоит в том, чтобы обеспечить такой тип психологической поддержки и ощущение личной ответственности, какие требуются для изменения образа жизни в отношении ВИЧ-инфекции.

Основные задачи консультирования — это профилактика распространения ВИЧ-инфекции, обучение населения безопасному половому поведению, оказание психологической поддержки обратившимся. Консультирование предусматривает оказание помощи людям в определении характера проблем, с которыми они сталкиваются, а затем в принятии решения о том, что они способны реально сделать, чтобы ослабить воздействие этих проблем на себя и своих близких.

Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции можно проводить путем формирования у консультируемых ответственности за свое поведение и нацеливания при необходимости на изменение образа жизни на менее рискованный.

Оказание психосоциальной и информационной поддержки ВИЧ-инфицированным лицам является одной из важнейших задач консультирования. Профилактика и поддержка — взаимодополняющие процессы: без обеспечения психологической поддержки рекомендации по профилактике могут не достичь цели.

Консультирование приводит к формированию у всех людей адекватного отношения к сложившейся ситуации с ВИЧ-инфекцией. Предоставление достоверной информации, формирование правильного представления о ВИЧ-инфекции и СПИДе помогают избежать необоснованных страхов, слухов, домыслов, выработать гуманное отношение к инфицированным.

Консультирование, ориентированное на учет индивидуальных особенностей обратившихся, является эффективным средством профилактики ВИЧ-инфекции. Помимо эмоциональной поддержки, в процессе консультирования оценивается индивидуальный риск заражения, а также стимулируется принятие решения о выборе способа профилактики заболевания. При этом важен подход, который выделяет всё положительное, акцентирует сильные стороны личности обратившегося. Именно выявление положительных моментов приводит к активности и достижению результата.

Консультации по вопросам ВИЧ/СПИДа легкодоступны. Все сведения, полученные в процессе консультирования, являются конфиденциальными. Взаимоотношения участвующих в консультировании основываются на том принципе, что все обсуждаемые вопросы носят частный характер, если только сам обратившийся не решит поделиться этой информацией ещё с кем-нибудь.

Клиенты часто ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит все насущные проблемы. Основная же задача консультирования состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении его внутренних ресурсов и устранении факторов, мешающих их использованию.

Консультирование проводят: или специалист по психосоциальной поддержке, или врач-эпидемиолог, или врач-инфекционист, или лицо, прошедшее специальную подготовку по консультированию по вопросам ВИЧ-инфекции. В отдельных случаях при необходимости прибегают к помощи психиатра.

Читайте также:  Первая женщина заразилась вич

Псохосоциальное консультирование по вопросам ВИЧ-инфекции проводятся для:

людей, обеспокоенных возможностью заражения ВИЧ;

людей, желающих пройти тестирование на антитела к ВИЧ;

людей, прошедших тестирование, у которых была или не была обнаружена ВИЧ-инфекция;

людей, которые решили не проверяться, несмотря на то, что их поведение в прошлом или настоящем связано с риском заражения;

ВИЧ-инфицированных лиц;

людей, испытывающих трудности с трудоустройством, жильем, деньгами, семьей и прочее в результате ВИЧ-инфекции;

членов семьи и друзей ВИЧ-инфицированных лиц;

половых партнеров ВИЧ-инфицированных людей;

лиц, принимающих наркотики внутривенно совместно с ВИЧ-инфицированными лицами;

людей, находящихся в одном стационаре с ВИЧ-инфицированными лицами, если они об этом информированы;

медико-санитарных и других работников, регулярно вступающих в контакт с лицами, зараженными ВИЧ или зараженным материалом;

руководителей и сотрудников учреждений и организаций, где работают или учатся ВИЧ-инфицированные лица;

людей, страдающих СПИДофобией.

19 нет-45

Профилактика – это ряд мер, соблюдая которые человек может не только предупредить развитие заболевания, но еще и сохранить нормальное общее состояние в том случае, если заболевание уже имеется

Целью профилактического образования является формирование здорового образа жизни и ответственного поведения детей, подростков и молодежи.

Уровни профилактики:

1. Личностный уровень – воздействие, направленное на отдельного человека с целью сохранения его здоровья.

2. Семейный уровень (уровень ближайшего окружения) – воздействие, направленное на семью человека и его ближайшее окружение (друзья и все, кто непосредственно взаимодействует с человеком) с целью создания условий, при которых сама среда будет носить безопасный характер и помогать формировать ценности здоровья, заботы о себе.

3. Социальный уровень – воздействие на общество в целом, с целью изменения общественных норм по отношению к социально-нежелательным (рискованным) практикам.

4. Главное в профилактике- широкое распространение знаний и информированности о том, как передается ВИЧ и как можно предотвратить инфицирование

Формы профилктич.работы:

· Лекция. Сжатое, целостное, логичное изложение в устной форме информации о проблеме. В «чистом» виде, без сочетания с более интерактивными методами, процент усвоения информации целевой аудиторией не превышает 5%. Достоинства: оперативность, экономичность.

· Беседа. Изложение информации в форме диалога на основе вопрос-ответного метода. Процент усвоения информации при проведении беседы 10%. Плюсы: оперативность, экономичность

· Самостоятельное изучение – чтение. В среднем усваивается 10% информации. Важнейшее значение при этом имеет мотивация на чтение информационного материала. Достоинство: возможность большого охвата.

· Использование аудио-визуальных средств. Позволяют задействовать дополнительный канал восприятия, а также создать и усилить эмоциональные переживания. Эффективность усвоения — 20

· Использование наглядных пособий. Наглядное пособие – полный или частичный аналог предмета изучения. Типы наглядных пособий: натуральные (вещественные), условные графические изображения (чертежи, карты, схемы), знаковые модели (графики, диаграммы, формулы). Информация усваивается всеми каналами восприятия с 30 эффектом.

· Обсуждение в группах (дискуссии, мозговые штурмы). Обмен мнениями, впечатлениями, обущениями. Позволяет участникам думать, анализировать, делиться выводами, выслушивать другие мнения. Процент усвоения 50 при условии наличия ведущего, умеющего вести дискуссии. Недостаток: ограниченный охват.

· Обучение практикой действия: ролевые игры, игровые ситуации, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельные исследования. Эффективность 70%. Минус: ограниченный охват, затратность.

· Выступление в роли обучающего. Самая эффективная форма — 90% усвоения. Недостатки: невозможность широкого охвата, затратность.

· Профилактический семинар — групповое занятие, которое построено в форме обсуждения проблемы, информационных сообщений, групповых заданий, игр, позволяющие в активной форме передать информацию о проблеме, создать условия для того, чтобы участники задумались о проблеме и сформировали свое отношение к ней.

· Тренинг развития навыков — групповое занятие, проводимое с использованием социально-психологических методов работы с группой, предполагающее более глубокое изучение проблемы, формирование и отработку навыков, необходимых для ее предупреждения. Семинар-тренинг – совокупность профилактического семинара и тренинга развития навыков, а также других методов работы, организованная таким образом, что обучающий процесс переживается как часть реальной жизни. Позволяет добиться высокой эффективности.

Читайте также:  Начинается вич с поноса

· Акция — массовое мероприятие, проводимое с целью привлечения внимания людей к проблеме и донесения в доступной форме необходимого минимума

Нет-46

Сущность планирования социально-педагогической деятельности в условиях школы заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период.

Цель планирования работы социального педагога — координация действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами — с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

К числу основных принципов планирования специалисты относят:

· научность — социальная актуальность основных позиции плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагаем учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;

· согласованность — соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;

· оптимальность — выбор содержания и формы плана, наиболее подходящих для конкретных условий;

· перспективность — построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;

· коллегиальность — использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;

· конкретность — четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.

В деятельности социального педагога используются различные формы планов:

· план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок;

· план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;

· план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее. Он выстраивается на основе анализа прошлого с учетом настоящего состояния дел.

Перспективный план может иметь следующую структуру:

· аналитическую записку (состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и т. д.);

· цели и задачи работы;

· планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи). К числу основных разделов относя профилактическую работу, защитно-охранную деятельность, организационную или координационную деятельность.

Календарное планирование уточняет определенные перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, если четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности. План-график позволяет упорядочить предстоящую деятельность. План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объем запланированной работы на определенный период.

Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1832 | Нарушение авторских прав |
| Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник