Первичной профилактики вич и рискованного поведения программа ладья

Программа «Ладья» | Координационный центр по противодействию наркомании

ЛадьЯ — «в ладу с собой»

Программа «ЛадьЯ» разработана под эгидой Русской Православной Церкви. Это программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста. Название программы ассоциируется с состоянием внутренней гармонии, пребыванием человека в ладу с собой, другими людьми и миром. Программа создана коллективом церковных и светских специалистов: педагогов, психологов, психиатров, наркологов. В ее разработке оказала содействие Программа развития Организации Объединенных Наций — в рамках проекта «Поддержка инициатив религиозных организаций в области профилактики ВИЧ/СПИДа и паллиативного ухода».

Подробнее

Программа «ЛадьЯ» направлена на первичную профилактику ВИЧ/СПИДа и отклоняющегося поведения подростков 13-17 лет. Многие превентивные программы, реализуемые в настоящее время в рамках информационно-обучающего подхода, не затрагивают фундаментальных причин рискованного поведения, приводящего к заражению ВИЧ. Они предполагают информирование учащихся о проблемах, связанных с ВИЧ/СПИДом, о путях передачи вируса, факторах, способствующих заражению, способах защиты, а также тренировку соответствующих навыков. В результате подросток в той  или иной степени усваивает, что можно делать и чего делать не следует. Однако при этом не учитывается, какой человек обладает этими знаниями, каковы его духовно-нравственные ориентиры. Такие «однобокие» программы, направленные исключительно на информирование подростков, обучение их так называемому «безопасному сексу», не затрагивают подлинных истоков рискованного поведения, не позволяют преодолеть безответственность и ощущение вседозволенности. Более того, создавая иллюзию «защищенности», они не мотивируют человека к благотворным изменениям и, таким образом, девальвируют основную цель профилактики — формирование  здоровой личности, способной строить жизнь согласно высоким духовным ценностям.

Программа «ЛадьЯ», в отличие от информационно-обучающих программ, обращается не к вопросу «что?», а к вопросу «почему?». В ее основу положены принципы неспецифической профилактики, направленные на формирование у подростков таких духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в поведении участников программы, сводили бы риск заражения и, следовательно, распространения ВИЧ-инфекции к минимуму. Программа способствует актуализации в детях доброго начала, формированию способности сопротивляться злу, развитию духовно-нравственного потенциала.

В состав программы входят 23 урока: «Счастье», «Я и моя жизнь», «Мужчина и женщина», «Добро и зло», «Преодоление проблем» и др. Отдельные уроки посвящены профилактике ВИЧ-инфекции и наркозависимости. Продолжительность урока — полтора часа. Каждое занятие программы включает в себя разные виды деятельности — обсуждение опыта подростка, размышления, ролевые игры, получение новой информации.

Программа предназначена для преподавания в обычных школах, в школах-интернатах, ПТУ в рамках дополнительного образования. Она рассчитана как на социально адаптированных, так и на так называемых «трудных» подростков.

Помимо подростков в работу вовлекаются родители и администрация учебного заведения — это обеспечивает большую эффективность воспитательного воздействия программы.

Программа «ЛадьЯ» не имеет своей целью катехизацию и не рассчитана только на воцерковленных детей. Она составлена для обычной школьной аудитории (при желании ее можно использовать и в воскресной школе). Программу  можно легко адаптировать и для использования в среде, где христианство не является доминирующим, поскольку основные нравственные ориентиры в российских религиозных традициях совпадают.

Педагоги, участвующие в выполнении программы, должны иметь педагогический опыт, разделять духовно-нравственные ценности, заложенные в программе, и пройти обучение работе с программой.

Программа «ЛадьЯ» распространяется как часть «пакета», в который входят:

— тренинг для педагогов и школьных психологов (7-9 дней) по обучению работе с программой;

— осуществление программы в учебных заведениях;

— мониторинг проведения уроков;

— анализ результатов реализации программы.

Программа распространяется в сотрудничестве между светскими и церковными образовательными структурами (например, епархиальными образовательными отделами). Обязательно участие священника в тренинге для педагогов и регулярные встречи группы педагогов с ним во время осуществления программы для консультаций по сложным духовно-нравственным вопросам. Тренинги для педагогов проводят специально обученные тренеры, которые могут выехать в требуемый регион.

В настоящее время программа применяется в 10 регионах РФ, в том числе в Брянске, Оренбурге, Санкт-Петербурге, Калининграде, Липецке, Челябинске, Сургуте, Нижнем Новгороде, Дзержинске, Ростове-на-Дону. Обучение по ней прошли более 8.000 детей. В этих регионах «ЛадьЯ» получила положительный отклик и рекомендации о целесообразности ее внедрения во все общеобразовательные учебные заведения. Программа получила положительную рецензию руководства Русской Православной Церкви.

Читайте также:  Сколько лет может жить человек с вич

Опыт показал, что программа «Ладья» эффективна при работе с молодыми людьми старшего возраста (до 22-25 лет), и может быть рекомендована для работы со студентами высших учебных заведений, особенно на младших курсах.  Имеется положительный опыт использования этой программы в реабилитационных центрах для наркозависимых. «ЛадьЯ» может использоваться в исправительных учреждениях для работы с отбывающими наказание молодыми людьми.

Авторский коллектив

Программа создана коллективом авторов – церковными и светскими специалистами:

Сирота Н.А.(Москва)– доктор медицинских наук, профессор; декан факультета клинической психологии, заведующая кафедрой клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета Министерства здравоохранения и социального развития.

Воробьева Т.В.(Москва) – кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета Министерства здравоохранения и социального развития.

Ялтонская А.В.(Москва)– научный сотрудник отдела профилактических исследований отделения анализа и внедрения профилактических и реабилитационных программ, Национального научного центра наркологии Росздрава; ведущий тренер Фонда «Система профилактических программ».

Рыдалевская Е.Е.(Санкт-Петербург) –исполнительный директор Благотворительного Фонда «Диакония», врач-нарколог.

Яцышин С.М.(Санкт-Петербург) — кандидат психологических наук, руководитель программ Санкт-Петербургского регионального отделения Российского Красного Креста по направлениям помощи детям в трудной жизненной ситуации и поддержке людей, живущих с ВИЧ/СПИДом; ведущий тренер Фонда «Диакония».

Микляева А.В.(Санкт-Петербург)– кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Кудрявцева Н.В.(Брянск) –заведующая кабинетом практической психологии Брянского института повышения квалификации работников образования, психолог-консультант.

Подробнее о программе: https://ladya-deti.ru/o-programme

Источник

ПРОГРАММА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «Ладья» (В ладу с собой) — презентация

1 ПРОГРАММА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «Ладья» (В ладу с собой)

2 АВТОРЫ Сирота Н.А. — декан факультета клинической психологии, заведущая кафедрой клинической психологии ГОУ ВПО Московский Государственный Медико- Стоматологический Университет Росздрава. Руководитель отдела профилактических исследований, ФГУ Национальный Научный Центр Наркологии Росздрава. Д.м.н., профессор. Воробьева Т.В.- доцент кафедры клинической психологии ГОУ ВПО Московский Государственный Медико-Стоматологический Университет Росздрава. Старший научный сотрудник Отдела профилактических исследований: Отделение анализа и внедрения профилактических и реабилитационных программ, ФГУ Национальный Научный Центр Наркологии Росздрава. К.м.н. Ялтонская А.В. — научный сотрудник Отдела профилактических исследований: Отделение анализа и внедрения профилактических и реабилитационных программ, ФГУ Национальный Научный Центр Наркологии Росздрава. Ведущий тренер, НКО Фонд «Система профилактических программ». Кудрявцева Н.В.- заведующая кабинетом психологии Брянского института повышения квалификации работников образования Яцышин С. М.- к.п.н. сотрудник Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Ассоциации «Христианский межцерковный диаконический совет Санкт-Петербурга». Микляева А.В. — к.п.н., сотрудник Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Ассоциации «Христианский межцерковный диаконический совет Санкт-Петербурга». Рыдалевская Е. Е.- врач-нарколог, исполнительный директор Ассоциации «Христианский межцерковный диаконический совет Санкт-Петербурга».

3 Программа «Ладья» разработана в 2007г. и находится в стадии внедрения в различных регионах. Программа была апробирована в учебных учреждениях Брянска.

4 Рецензии Программа получила положительные рецензии от национального научного центра наркологии, Московского психолого-педагогического университета, министерства образования Калининградской области, Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад.И.П.Павлова, АППО Санкт- Петербурга Программа получила положительные рецензии от национального научного центра наркологии, Московского психолого-педагогического университета, министерства образования Калининградской области, Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад.И.П.Павлова, АППО Санкт- Петербурга

5 В, Кронштадте. Внедрение программы происходит в Калининграде, Брянске, Ростове на Дону, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Иваново, Воронеже, Сургуте, Липецке, Санкт-Петербурге, Кронштадте.

6 Предлагаемая программа, в отличие от информационных программ, обращается не к вопросам «ЧТО», а к вопросам «ПОЧЕМУ». В ее основу положены принципы неспецифической профилактики, предполагающие формирование у подростков такой системы духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в их поведении, сводили бы риск зависимого поведения к минимуму. Этому способствует актуализация в детях доброго начала, способности сопротивляться злу, развитие духовно-нравственного потенциала.

7 Программа рассчитана на 23 занятия продолжительностью по 1,5 часа. Она предназначена для старших подростков, составляющих группу из человек. Содержание программы структурировано вокруг категорий экзистенциально-нравственного плана: свобода, любовь, жизнь, смерть, семья, дружба, ценности, цели и смысл, добро – зло, терпимость – толерантность – стигматизация, выбор, одиночество, здоровье – болезнь, счастье – несчастье.

Читайте также:  У кошек может быть вич

8 Учитывая, что программа рассчитана на массовые учебные заведения (школы, СУЗы), в которых обучаются подростки различных вероисповеданий, организационные формы работы носят сугубо светский характер. Важно подчеркнуть, что программа не является миссионерским инструментом, ее основная задача – способствовать духовному развитию подростков. Программа основана на следующих принципах: Принцип терпимости к религиозным и мировоззренческим убеждениям участников группы. Принцип мотивационной готовности. Принцип целостности материала Принцип учета возрастных особенностей Принцип от других к себе. Принцип приоритета развития над обучением. Принцип перехода от осознаваемых проблем в отношениях с миром, другими людьми и самим собой к менее осознанным этическим и духовным проблемам. Принцип учета особенностей естественной группы.

9 ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ формирование и развитии представлений о христианских ценностях, создании условий для интериоризации представлений о нравственно-этических ценностях и их ассимиляции в нравственном самосознании подростков, формирование мотивации опираться на них в процессе осуществления жизненных выборов формирование психологической компетентности подростков, которая является важным ресурсом развития их духовно-нравственного развития и предполагает развитие у подростков навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения. Основным методом работы является личностный тренинг, в ходе которого создаются условия для личностных преобразований участников в контексте происходящих с ними духовно-нравственных изменений. Это предполагает использование когнитивных и поведенческих модификаций, бесед, дискуссий, «мозговых штурмов», мини-лекций, ролевых игр и элементов психодрамы, психогимнастических упражнений.

10 Структура занятия Разминка. Целью разминки, помимо создания рабочего настроя в группе, является обращение к изучаемой на занятии теме. Разминка может также выполнять мотивирующую функцию, в том случае, если заканчивается экспресс-обсуждением. Разминка. Целью разминки, помимо создания рабочего настроя в группе, является обращение к изучаемой на занятии теме. Разминка может также выполнять мотивирующую функцию, в том случае, если заканчивается экспресс-обсуждением. Работа по теме. Предлагаемые в программе упражнения для работы над каждой темой требуют обязательного обсуждения, в котором группа в дискуссии, структурируемой ведущим, находит аналогии упражнению в реальном жизненном опыте и выходит на обсуждение этической подоплеки происходившего. Ведущему важно тактично акцентировать те моменты в обсуждении, которые являются значимыми для формирования адекватных этических представлений. Работа по теме. Предлагаемые в программе упражнения для работы над каждой темой требуют обязательного обсуждения, в котором группа в дискуссии, структурируемой ведущим, находит аналогии упражнению в реальном жизненном опыте и выходит на обсуждение этической подоплеки происходившего. Ведущему важно тактично акцентировать те моменты в обсуждении, которые являются значимыми для формирования адекватных этических представлений. Обобщение результатов преследует две цели: содержательное подведение итогов занятия (основной формой является мини-леция ведущего) и вербализация подростками нового опыта в форме обсуждения «нового», «интересного» и «неожиданного». Обобщение результатов преследует две цели: содержательное подведение итогов занятия (основной формой является мини-леция ведущего) и вербализация подростками нового опыта в форме обсуждения «нового», «интересного» и «неожиданного». Домашнее задание Домашнее задание

11 На кого в детстве сильное влияние оказывали дедушки/бабушки? У кого была няня? Кто единственный ребенок в семье? Кто рос в большом городе? Кто с детства занимался спортом? Кто писал в юности стихи? У кого первая влюбленность завершилась свадьбой? Кто начал работать до достижения совершеннолетия? Кто часто путешествовал со своими родителями? Кому в детстве родители обычно читали перед сном книги? У кого в семье есть верующие родственники? У кого в семье были родственники-долгожители (свыше 90 лет)? Кто верит в любовь с первого взгляда? Кто хотел бы иметь многодетную семью? Кто согласен с тем, что семья важнее карьеры?

12 Занятие «Счастье», разминка «Пословицы» 1. Кто счастлив в игре Счастье в нас, … 3. Со счастьем на клад набредешь,.. 4. Не то счастье, о чем во сне бредишь, а … 5. Счастье следующего века … 6. Счастье приходит в дом,.. 7. Всякому свое счастье без счастья и гриба не найдешь. без счастья и гриба не найдешь. в чужое счастье не заглянешь. в чужое счастье не заглянешь. где слышен смех. где слышен смех. строится в этот век. строится в этот век. тому несчастье в женитьбе. тому несчастье в женитьбе. а не вокруг да около. а не вокруг да около. то счастье, на чем сидишь да едешь. то счастье, на чем сидишь да едешь.

Читайте также:  Вич риск заражения мужчин

13 Счастье. Притча. Бог слепил человека из глины, и остался у Него неиспользованный кусок. Что еще слепить тебе? спросил Бог. Что еще слепить тебе? спросил Бог. Слепи мне счастье, попросил человек. Слепи мне счастье, попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

14 «Счастье – это не синоним радости, хотя эти два понятия тесно связаны. Счастливый человек переживает больше радости и чаще радуется. Важно отметить, что понятие счастья – субъективно и отражает в целом личность человека. Тем не менее, наиболее частым и устойчивым элементом счастья является чувство полноты и богатства жизни, а так же высокий энергетический подъем. «Счастье – это не синоним радости, хотя эти два понятия тесно связаны. Счастливый человек переживает больше радости и чаще радуется. Важно отметить, что понятие счастья – субъективно и отражает в целом личность человека. Тем не менее, наиболее частым и устойчивым элементом счастья является чувство полноты и богатства жизни, а так же высокий энергетический подъем.

15 Исследования показали, что счастливые люди часто переживают радость успеха в детстве, что формирует у них чувство компетентности и позволяет испытывать удовольствие от инициативы трудолюбия. Характер взаимоотношений с другими людьми позволяет им достигать доверия и близости, они получают удовольствие, как от межличностных отношений, так и от своей деятельности». Исследования показали, что счастливые люди часто переживают радость успеха в детстве, что формирует у них чувство компетентности и позволяет испытывать удовольствие от инициативы трудолюбия. Характер взаимоотношений с другими людьми позволяет им достигать доверия и близости, они получают удовольствие, как от межличностных отношений, так и от своей деятельности». Психологический словарь Психологический словарь

16 «Счастье – это эмоция, сопровождающая приятную случайность, желанную неожиданность, удачу, успех в делах. Это благополучие, желанная насущная жизнь без горя и тревоги, что покоит и доволит человека по убеждениям, вкусам и привычкам его». «Счастье – это эмоция, сопровождающая приятную случайность, желанную неожиданность, удачу, успех в делах. Это благополучие, желанная насущная жизнь без горя и тревоги, что покоит и доволит человека по убеждениям, вкусам и привычкам его». В. Даль В. Даль

17 «На вопрос ваш, в чем состоит счастливая жизнь, в блеске ли, славе и богатстве, или в тихой, мирной, семейной жизни, скажу, что я согласен с последним, да еще прибавлю: жизнь, проходимая с неукоризненною совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов, и ненадежно это счастье». «На вопрос ваш, в чем состоит счастливая жизнь, в блеске ли, славе и богатстве, или в тихой, мирной, семейной жизни, скажу, что я согласен с последним, да еще прибавлю: жизнь, проходимая с неукоризненною совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов, и ненадежно это счастье». Советы преподобного Макария Оптинского (Иванова) Советы преподобного Макария Оптинского (Иванова)

18 Обратная связь 1. Мне понравилось….. 2. Мне показалось неожиданным… 3. На мой взгляд было удачно….. 4. Было бы лучше если….. 5. Мне было интересно…… 6. Я узнал……. 7. Новым для меня было то, что …….

19 Домашнее задание Написать эссе на тему «Хочешь быть счастливым – будь им»

20 Юр.адрес: СПБ ул.Полярников д.17 кв.32 Тел.(812) cidc-spb.ru, cidc-spb.ru Интернет:

Источник