Права вич инфицированных в детском саду
Детский сад и ВИЧ – несовместимые понятия?
Наша команда воспитала немало волонтеров и равных консультантов, многие из них случайно попали в наш «Пункт Профилактики, Помощи, Поддержки и Принятия». Однажды зайдя в него, люди вливаются в дружный коллектив и становятся частью команды.
Эта история началась около года назад, в гости к одной из сотрудниц пункта Пи_5 приехала молодая мама из маленького городка.
О том, что у нее ВИЧ, она узнала пять лет назад во время беременности (муж подарил, как говорится). Тихо смирилась, но держала в тайне. В тайне ото всех: от родителей, друзей, коллег и всех остальных, но главное — от самой себя. «Я или рыдаю, когда думаю, что у меня ВИЧ, или вообще стараюсь о нем не думать», — говорила она. Даже само слово ВИЧ девушка произносила спотыкаясь.
Вы бы видели ее удивление, когда Аня — так зовут нашу молодую маму — услышала, как можно просто и без стеснения говорить о ВИЧ, хотя бы в стенах нашего безопасного пространства. Никто не осудит, не нужно оправдываться, можно выдохнуть и выговориться. И так мы, весь коллектив Пи_5, подружились с Аней. А потом и с ее сыном Кириллом.
Детей у нас много, детская комната, творческая мастерская, профессиональные педагоги, всегда вкусные печеньки. Аня стала все чаще посещать наши тренинги и мероприятия, была постоянным гостем. С ней начала работать наш психолог. Кирилл целый год рос у нас на глазах, как и его мама: из дрожащего голоска «у меня ВИЧ» она превратилась в хорошего равного консультанта, разбирающегося в терапии, в своем здоровье и в вопросах ВИЧ.
Спустя совсем немного времени Аня рассказала о своем ВИЧ-статусе маме, воспитательнице детского сада, строгой и консервативной. Мама, которая еще совсем недавно упала бы в обморок от этой информации, спокойно восприняла этот факт Аниной жизни (ведь главное — правильно информацию преподнести).
А дальше повествование со слов самой Анны:
«Мой Кирилл (ему 5 лет) ходит в детский сад, где работает наша бабушка, только в группы разные. Кирилл «мальчишка-зажигалка», детей может вокруг себя собрать, привлечь внимание. И вот в один из дней Кирилл начал играть с ребятами в странную игру — «а давай я тебе сделаю тест на ВИЧ?».
— А это что такое? — удивились дети.
— Это всего лишь статус свой узнать.
И они начали играть. Фломастером он рисовал одну полоску — здоровый. Две — градусник подмышку и в «больничку к Кате». Во всех садиках есть уголки такие: больница, магазин и так далее.
Играли они недолго, пока воспитательница рот не открыла от удивления и не полетела к бабушке Кирилла выяснять, что происходит: «А если дети родителям расскажут!».
И тут моя мама выдает совсем неожиданно: «Ну и что тут плохого? Ну, поиграли в больничку, дети же знают, что такое насморк или грипп, неужели они не могут знать, что есть болезнь ВИЧ? Что в ней страшного?».
Мамина коллега (значительно младше по возрасту) офигела, но спорить не стала. И тут мама спрашивает: «А ты сама-то давно тест на ВИЧ сдавала? Так-то раз в полгода нужно проверяться».
Ну, конечно же, не сдавала. Дальше в разговор вмешались другие сотрудники и даже медик, которая предложила всем дружно сделать тест на ВИЧ. Да, анонимность никто не соблюдал, никаких консультаций не проводили, просто медик купила для всех желающих экспресс-тесты. Желающих было пятеро.
И что вы думаете? Одна сотрудника оказалась положительной.
Смешно? Конечно, нет. Паника, ужас.
Но мама не растерялась и позвонила мне, попросила помощи и уточнила, что делать в такой ситуации. Сотрудницу благополучно поставили на учет в СПИД-центр.
Сейчас уже это не ужас-ужас, ситуация осталась закрытой в коллективе среди подруг. И хорошо, что никто не стал тыкать пальцем, предосудительно относиться. Хотя в таком коллективе и не пошли бы на подобный эксперимент.
В итоге детская невинная игра, о которой дети действительно забыли через 5 минут, вылилась в спасение одного человека. Ведь, по словам самой Галины (той самой сотрудницы садика), ей бы и в голову не пришло подозревать мужа в измене и проверяться на ВИЧ. А дети, спокойно воспринимая мир, наши с вами трудности и радости, невольно становятся «равными консультантами», свободными от страха и стигмы».
Источник
ВИЧ-инфицированный ребенок в детском коллективе
Пятница,
1
Декабрь
2017
Сегодня в большинстве стран мира дети, живущие с ВИЧ, ходят в обычные детские сады, учатся в обычных школах, отдыхают вместе с остальными детьми на обычных курортах и в летних лагерях. За годы распространения эпидемии ВИЧ-инфекции нигде в мире, в том числе и в России, не было зарегистрировано ни одного случая передачи вируса от одного ребенка другому в условиях детского сада или школы.
Узнав, что в садике или в школе есть ребенок с ВИЧ-инфекцией, многие родители приходят в ужас: они боятся, что их здоровый ребенок может заразиться. Насколько обоснован этот страх? Страх родителей, что ребенок может инфицироваться ВИЧ в школе, настолько иррационален, что его даже развеивать бессмысленно. В психиатрии есть специальный термин «спидофобия», когда человек все время боится заразиться ВИЧ-инфекцией, не имея реальных рисков инфицирования. Но если говорить на уровне рациональных доводов, то беспокойство родителей часто основано на отсутствии знаний о том, как передается вирус.
ВИЧ передается: при незащищенном (то есть, без презерватива, или если он порвался, сполз) сексуальном контакте; при совместном использовании зараженных игл, шприцев или других загрязненных инфицированной кровью острых инструментов; при переливании зараженной крови и от матери ребенку во время беременности, родов и грудного вскармливания. Распространение ВИЧ-инфекции от больных детей связано прежде всего с инфицированием через кровь или другие биологические жидкости, загрязненные кровью. С целью предупреждения заражения персонала, а также при совместном пребывании ВИЧ-инфицированных и не инфицированных ВИЧ детей следует выполнять обычные требования к работе с биологическими жидкостями.
ВИЧ не передается: воздушно-капельным путем, через слюну или через грязные руки (как, например, кишечные инфекции). Полностью реабилитированы и комары – заразиться ВИЧ через укусы насекомых невозможно.
Нужно отметить, что вирусной частице недостаточно просто попасть в организм незараженного человека. Необходимо, чтобы вирусов было много (инфицирующая доза), и чтобы хватило времени инфицировать клетки. Согласно расчетам, для заражения необходимо как минимум 1000 копий вируса в мл жидкости (по другим исследованиям не меньше 10000 – 100000 копий). Если человек лечит ВИЧ-инфекцию специальными лекарствами то, как правило, вируса у него в крови очень мало (меньше 50 копий, или еще говорят «неопределяемая вирусная нагрузка»), и риск заразиться от него при случайных порезах и травмах близок к нулю. Если такую терапию ВИЧ-позитивный не получает, то количество инфицированного материала должно быть все равно значительным.
Во всем мире дети с ВИЧ ходят в садики и школы, потому что это не опасно для окружающих. Более того, посещение детского сада более опасно для самого ребенка с ВИЧ, т.к. он сталкивается с большим количеством различных микробов, а это может создать серьезную нагрузку на его иммунитет. Поэтому практически все дети с ВИЧ, посещающие детские учреждения, принимают специальную терапию, которая подавляет ВИЧ и способствует сохранению иммунитета. Риски заразиться от ребенка, успешно получающего терапию, при каких-то травмах и случайных ранениях ничтожно малы.
Тем не менее, давайте разберем ситуации, которые больше всего беспокоят родителей.
· «Дети в садике могут одну конфету пососать и жеваной жвачкой поделиться. А если у моего ребенка в этот момент ранка во рту, потому что он упал и зубом поранился?»
Не опасно. Слюна – агрессивная для вируса иммунодефицита среда, в ней он быстро погибает. ВИЧ через слюну не передается.
· «Малыши в садике кусаются. Бывает, до крови. Что будет, если ребенок с ВИЧ укусит моего? Или наоборот – мой ребенок укусит ребенка с ВИЧ, и кровь попадет в его рот?»
Риска нет. Через слюну ВИЧ не передается. А крови, чтобы ребенку заразиться, в данном случае нужен очень большой объем. При укусе столько не будет.
· «Даже если один вирус есть – это риск инфицирования!»
Это не так. Один вирус, как говорится, в поле не воин – нужно чтоб их было много.
· «Я лично видела, как рядом двое малышей упали и одинаково разбили коленки. А потом помогали друг другу встать. Контакт кровь на кровь!»
В таком случае нужно промыть ранки водой, обработать антисептиком. Вирус в кровоток не попадает.
· «Существует процент случаев инфекции с неустановленным путем. Это вот как раз в садике и может быть!»
Среди детей неустановленного пути заражения нет. Сегодня в России проживает свыше 7500 детей с ВИЧ, и мы знаем путь инфицирования каждого из них. Маленькие дети заразились от матерей, а подростки в основном теми же путями, что и взрослые – незащищенные половые контакты и наркотики.
Понятно желание родителей оградить ребенка даже от гипотетических рисков, бед, болезней. Но сегодня мы живем в такой реальности, когда уже почти 1% населения нашей страны инфицированы ВИЧ. Поэтому, на мой взгляд, перспективней учить своих подрастающих детей правильно и всегда пользоваться презервативом (вопреки расхожим мифам, он защищает), говорить с ними о вреде наркотиков, то есть, учить, как не заразиться ВИЧ в ситуациях, когда это действительно возможно.
Право на сохранение в тайне медицинского диагноза, в том числе диагноза «ВИЧ-инфекция», предусмотрено законодательством. Российские законы гарантируют ВИЧ-положительным взрослым и детям те же права, что и всем остальным гражданам Российской Федерации, без всяких ограничений. Наличие ВИЧ-инфекции у ребенка не может служить основанием для отказа в приеме его в дошкольное учреждение или начальную школу, равно как и исключения из них.
Вопрос о посещении ребенком детского сада или общеобразовательной школы решают его родители вместе с врачом, который наблюдает ребенка. С учетом общего состояния здоровья, уровня психомоторного, речевого и физического развития ребенка определяется оптимальная форма его обучения в раннем, дошкольном и школьном возрасте.
При удовлетворительном состоянии здоровья ВИЧ-положительные дети могут посещать обычные образовательные учреждения, детские кружки, спортивные секции на общих основаниях, так как они не представляют инфекционной опасности ни для других детей, ни для персонала образовательного учреждения. Ни одно официальное лицо (включая директора образовательного учреждения, руководителя районного или городского отдела образования, воспитателей и педагогов и т.д.) не имеет права требовать от родителей справки о наличии или отсутствии у ребенка ВИЧ-инфекции или принуждать родителей к объявлению диагноза ребенка.
Право на сохранение в тайне медицинского диагноза, в том числе диагноза «ВИЧ-инфекция», предусмотрено законодательством не случайно. Население в целом и работники образования в частности недостаточно информированы о ВИЧ-инфекции, а неверные представления о природе заболевания и необоснованные опасения заразиться ВИЧ широко распространены. Поэтому высока вероятность того, что в школе или детском саду к ВИЧ-положительному ребенку будут относиться с опаской, а часто – и откровенно негативно, с презрением и негодованием требовать, чтобы его удалили из группы или класса.
Медицинские и другие работники образовательных учреждений, которым стало известно о ВИЧ-положительном статусе ребенка, несут дисциплинарную, административную, а в некоторых случаях – и уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, к которой относится диагноз ребенка и его родителей.
Если работнику образовательного учреждения стало известно о наличии у конкретного ученика ВИЧ-инфекции или о том, что в школе есть ВИЧ-положительный ученик, ему не следует сообщать об этом остальным воспитателям, учителям или родителям – разглашение таких сведений преследуется по закону.
Если о наличии ВИЧ-инфекции у ребенка или у его родителей никому в школе или детском саду не известно и сам ребенок об этом не знает, то проблем, связанных с этой стороной его жизни, в учебном заведении, как правило, и не возникает.
Однако рано или поздно родители расскажут ребенку о том, что у него или у них самих ВИЧ-инфекция. Может случиться и так, что ребенок сам догадается или узнает от других о своем заболевании – ведь его регулярно приводят в СПИД-центр или к врачу-инфекционисту на обследование, он смотрит телевизор, слышит разговоры взрослых. Когда ребенок уже знает о том, что у него или у его родителей ВИЧ-инфекция, как правило, родители просят его хранить это в тайне, но очень беспокоятся, сможет ли он это сделать.
Необходимость сохранения тайны и постоянный страх, что она будет раскрыта, могут отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье ребенка. Он может замкнуться в себе, перестать дружить с детьми, стать нервозным, капризным. Тем не менее страх общественного осуждения, требования забрать ребенка из детского сада или школы вынуждают большинство ВИЧ-положительных родителей тщательно скрывать свой диагноз и диагноз ребенка.
Задача заведующей детским садом или завуча начальной школы – определить ребенка в группу или класс к чуткому и внимательному воспитателю или классному руководителю, с которым впоследствии родителям будет легче установить доверительные отношения.
Сотрудник образовательного учреждения, который знает о ВИЧ-положительном статусе ребенка, должен помогать родителям и ребенку адаптироваться к детскому коллективу, успешно учиться, преодолевать проблемы, вызванные состоянием здоровья ребенка, не поддаваться депрессии и негативным переживаниям, связанным с диагнозом, с необходимостью принимать лекарства и хранить в тайне от всех остальных диагноз или с плохим самочувствием.
Профессионально зрелый, чуткий и грамотный воспитатель или педагог может и должен стать партнером родителей в борьбе за здоровье и психологическое благополучие ребенка.
Если о своем диагнозе рассказал сам ребенок
Возможно, что ребенок сам расскажет воспитателю или учителю о своей болезни. Он может назвать свое заболевание или просто сказать, что болен, что ежедневно принимает лекарства, что больна его мама или отец.
В этом случае ребенка надо заверить в том, что взрослый, которому он доверился (воспитатель или учитель), ему друг, готов ему помогать и поддерживать его и никому не расскажет о том, что стало ему известно. Педагог должен предложить ребенку обязательно рассказать родителям о том, что он сообщил учителю или воспитателю о своем заболевании, и попросить ребенка пригласить родителей для беседы.
В ходе этой беседы педагогу вместе с родителями ребенка необходимо выработать тактику дальнейшего сохранения диагноза ребенка в тайне или, если есть необходимость, – процедуру раскрытия диагноза, выяснить, какую помощь он может оказать для поддержания в хорошей форме физиче-ского и психоэмоционального здоровья ребенка. Очень полезной в данном случае может оказаться помощь школьного психолога – при условии, что родители ВИЧ-положительного ребенка согласятся принять ее, а психолог владеет достаточной и достоверной информацией по проблеме.
Если известно, что, возможно, кто-то из детей, посещающих образовательное учреждение, инфицирован ВИЧ
На нынешнем этапе эпидемии, когда в нее вовлечены все слои населения независимо от их образа жизни, ВИЧ-инфекция может затронуть самую добропорядочную семью. Если стало известно, что, возможно, у кого-то из детей ВИЧ-инфекция, воспитатели и учителя не должны поддерживать эти слухи, тем более – расспрашивать «подозреваемых» родителей о ВИЧ-статусе их ребенка.
Подобные расспросы не только незаконны, но могут поставить родителей ВИЧ-положительного ребенка в неловкое положение, спровоцировать нежелательное раскрытие диагноза, что может привести к негативным последствиям как для самого ребенка и его родителей, так и для излишне любопытного работника образования.
В этой ситуации, чтобы развеять мифы, устранить искаженные представления и предрассудки, рекомендуется провести информационно-просветительскую работу по вопросам профилактики передачи ВИЧ и вирусных гепатитов как среди учеников, так и среди учителей, а также организовать уроки толерантности.
Если о ВИЧ-положительном статусе ребенка узнали родители детей, посещающих данное образовательное учреждение. Родители могут обратиться к учителю, воспитателю или руководителю учреждения с просьбой разъяснить, не опасно ли присутствие ребенка с ВИЧ-инфекцией в классе или группе, или же сразу потребовать, часто в категоричной, ультимативной форме, чтобы ВИЧ-положительного ребенка исключили из образовательного учреждения.
Воспитатель или учитель должен поговорить с обеспокоенными родителями, объяснить им, что: сведения о ВИЧ-положительном ученике могут быть недостоверными;
присутствие в детском коллективе ВИЧ-положительного ребенка не опасно для остальных детей и разъяснить, почему: рассказать о путях передачи ВИЧ и о том, как ВИЧ не передается, акцентировать внимание родителей на том, что почти за 25 лет развития эпидемии во всем мире не было зафиксировано ни одного случая передачи ВИЧ от ребенка ребенку в детском саду или в начальной школе, объяснить, почему риск инфицирования, когда дети кусаются, дерутся, царапаются, практически отсутствует, рассказать о том, какие меры профилактики соблюдаются в образовательном учреждении;
закон запрещает исключение ребенка из образовательного учреждения на основании наличия у него диагноза «ВИЧ-инфекция»; образовательное учреждение в полном соответствии с законами Российской Федерации принимает и обучает всех детей независимо от их ВИЧ-статуса; требовать у родителей разглашения ВИЧ-статуса – их собственного или их ребенка – противозаконно; не следует создавать ажиотажа вокруг ученика, у которого, возможно, есть ВИЧ-инфекция: учитывая эпидемическую ситуацию в стране, регионе и городе, вполне можно допустить, что среди самих обеспокоенных родителей, их коллег по работе, друзей и родственников могут оказаться люди, живущие с ВИЧ, а в школе могут учиться другие дети с ВИЧ; обнаружить и изолировать всех людей, живущих с ВИЧ, невозможно, нецелесообразно, недопустимо и бесчеловечно;
надо проявлять деликатность: не следует задавать вопросов о наличии ВИЧ-инфекции у кого бы то ни было; если сам ребенок или его родители кому-то из одноклассников или их родителей раскроют свой ВИЧ-статус, следует проявить сочувствие и морально поддержать ребенка. Родителям можно дать почитать буклеты информационных кампаний по солидарности с людьми, живущими с ВИЧ, а также буклеты с общими сведениями о ВИЧ-инфекции и ее профилактике.
Такую беседу можно провести с одним или несколькими родителями. И в том, и в другом случае родителей надо успокоить и попросить не распространять слухи дальше.
Государственная стратегия противодействия распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденная правительством РФ 20 октября 2016 года направлена на повышение информированности граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию по отношению к лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека.
Подготовлено на основании общедоступных информационных источников.
.
Источник