Программа семинара по вич инфекции

Профилактический семинар-тренинг для подростков по проблеме ВИЧ/СПИД

Цель:

  • повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД;
  • выработка и развитие навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией у подростков.

Задачи:

  • выяснить уровень информированности подростков по проблеме;
  • дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, об обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования;
  • сформировать у подростков навыки предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией;
  • проверить уровень усвоения информации.

Материалы и оборудование: мел, ватман, разноцветные маркеры, фломастеры, бумага формата А-4, ручки для каждого участника; компьютер, проектор; видеопособие для подростков, педагогов, родителей «Наркозависимость» (центр практической психологии «Катарсис»), видеомагнитофон, телевизор; папки для участников с раздаточными материалами (анкеты, информационные листы, буклеты).

План занятия

№ этапа

Время

Содержание

Продолжительность

10-00

Введение

5 минут

1.

10-05

Знакомство

10 минут

2.

10-15

Ожидания участников

10 минут

3.

10-25

Принятие правил работы группы

10 минут

4.

10-35

Оценка уровня информированности группы

10 минут

5.

10-45

Актуализация проблемы.

Игра «Листок с секретом»

15 минут

11-00

Демонстрация видеофрагмента

5 минут

6.

11-05

Информационный блок (начало)

20-25 минут

11-30

Игра «Степень риска»»

10 минут

11-40

Кофе-пауза

15 минут

11-55

Информационный блок (продолжение)

Игра «Спорные утверждения»

20 минут

7.

12 — 15

Отработка практических навыков

Игра «Стул»

10 минут

12 — 25

Понятие о групповом давлении

10 минут

12 — 35

Игра «Ответственное решение»

20 минут

8.

12 — 55

Завершение работы

10 минут

План-конспект

Введение (5 минут)

Этот этап может быть проведен в любой удобной форме, однако он задает тон последующей работы. Поэтому на этом этапе тренер должен создать демократическую, располагающую атмосферу. Хорошо, если ведущий расскажет о своей профессиональной деятельности, личных ожиданиях и о пожеланиях относительно предстоящей работы. Не рекомендуется ограничиваться высказыванием типа: «Меня зовут…».

Знакомство (10 минут)

Игра «Меня зовут…»

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.

Группа располагается кругом. Первый из участников пишет на ватмане свое имя и еще что-нибудь, связанное с именем. Например: «Меня зовут Максим, но друзья обычно зовут меня Максом». Каждый последующий участник делает то же самое. После того как последний участник напишет свое имя, ватман вывешивается на стену и остается там, на протяжении всего занятия.

Ожидания участников (10 минут)

На этом этапе следует выяснить ожидания участников с помощью вопросов по кругу (например, «Что вы хотите получить/узнать на этом семинаре?»).

После того как все участники расскажут о своих ожиданиях, ведущий обязательно сообщает им распорядок дня.

Принятие правил работы группы (10 минут)

Оценка уровня информированности группы (10 минут)

Для этой цели используется опросник, содержащий закрытые вопросы по теме «ВИЧ/СПИД» (Приложение 1).

Актуализация проблемы (15 минут)

Игра «Листок с секретом»

1. Всем участникам игры ведущий раздает карточки. Заранее сообщается, что каждый получивший карточку не должен показывать ее окружающим.

2. Членам группы предлагается «познакомиться» друг с другом. Ритуал знакомства организуется следующим образом. Каждый из участников должен подходить к своему товарищу, приветствуя его определенной фразой: «Здравствуйте, я самый интересный человек, потому что я …» (называет свое хобби: «вышиваю крестиком», «изучаю японский», «по утрам стою на голове» и т. п.). На листке бумаги записывается имя человека, с которым участник «познакомился». Выигрывает тот, кто «познакомился с большим количеством людей.

3. Скажите следующее: «Изображенный вами процесс знакомства очень напоминает то, что происходит в обычной жизни с каждым из нас ежедневно. Все мы каждый день встречаемся, знакомимся и общаемся с множеством различных людей».

После этого в центр аудитории приглашаются те участники, у которых на карточке изображен минус. Ведущий говорит, что этим членам группы досталась печальная роль, они изображали людей-носителей ВИЧ.

Вопрос к группе: «Заметили ли вы в поведении «инфицированных» что-либо необычное?

4. Участникам группы предлагается определить с помощью своих записей «познакомились» ли они с «вирусоносителями».

5. Затем ведущий просит слева от «носителей» встать тех участников, у которых на карточке был нарисован плюс. Сообщается, что «плюсики» изображают людей, очень внимательных к своему здоровью и осторожных в своем поведении. Несмотря на то, что многие «плюсики» знакомились с «минусами», они не заразились вирусом благодаря соблюдению многочисленных правил.

Участникам группы предлагается вспомнить возможные пути распространения СПИДа (переливание крови, инъекция, половой контакт) и способы его профилактики (использование одноразовых мед. инструментов, осторожность при выборе сексуального партнера и применение презервативов)

6. «Нолики» изображают здоровых людей, наплевательски относящихся к своему здоровью. «Нолики» должны внимательно просмотреть список тех, с кем им удалось «познакомиться». Те «нолики», в списке которых оказались «минусы», переходят в группу «вирусоносителей», поскольку при общении с вирусоносителем человек, неосторожно относящийся к своему здоровью, имеет все шансы стать больным.

7. Групповая дискуссия по вопросам:

  • Почему у человека, использующего наркотики, есть все шансы стать ВИЧ-инфицированным?
  • Почему члены семьи наркомана имеют повышенный риск заболеть СПИДом?
  • Как объяснить тот факт, что 80 — 90 % больных СПИДом являются наркоманами?
  • Может ли заболеть СПИДом тот, кто попробовал наркотик единственный раз ради любопытства?
  • Можно ли считать одну пробу наркотика «простительной»: ведь при единственной пробе человек может и не заболеть?
Читайте также:  Передается ли вич лезвием

Делается вывод, что СПИД — реальная цена, которую может заплатить человек, решивший познакомиться с наркотиками.

8. Рассказ о ситуации с ВИЧ/СПИД в г. Енисейске.

Демонстрация видеофрагмента (5 минут)

Фильм — «Правда из первых рук». О связи наркомании с распространением ВИЧ-инфекции.

Информационный блок (20 — 25 минут)

Этот этап можно начать с ответов на вопросы из опросников, которые вызвали массовое затруднение. Основной доклад построен в виде лекции — компьютерной презентации (Приложение 2).

Игра «Степень риска» (10 минут)

Цель: закрепить полученную информацию за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекцией при различных формах сексуальной активности и бытовых контактах.

На полу чертится линия — линия РИСКА. На одном ее конце размещается карточка с надписью «Высокий риск», на другом — «Риск отсутствует»; карточка «Небольшой риск» размещается ближе к середине линии.

Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком: поцелуй в щеку; уход за больным СПИДом; инъекция в лечебном учреждении; укус комара; оральный секс; множественные половые связи; половая жизнь в браке; прокалывание ушей; переливание крови; проживание в одной комнате с больным СПИДом; пользование чужой зубной щеткой; нанесение татуировки; плавание в бассейне; объятия с больным СПИДом; половой акт с потребителем наркотиков; пользование общественным туалетом; глубокий поцелуй; укус постельного клопа.

Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и кладет ее на тот участок линии РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке. Обсуждаются ошибки. Выстраивается правильная «линия риска».

Перерыв на чай/кофе (15 минут)

Информационный блок (продолжение).

Игра «Спорные утверждения» (20 минут)

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД, сделать их менее дискриминационными, а также двигательная активность во время игры позволяет восстановить внимание группы.

Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю/не уверен».

Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД. После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

Спорные утверждения:

  • Принудительное обследование на ВИЧ — единственный способ сдержать распространение инфекции;
  • ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей;
  • Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы;
  • ВИЧ-инфекция — это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность;
  • ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции;
  • Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся;
  • Сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс;
  • Наркоман может умереть от СПИДа;
  • Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан.

Обсуждение:

  • Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?
  • Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказывались в меньшинстве?
  • Легко ли было изменить свою точку зрения?

Отработка практических навыков.

Цель этого этапа — приобретение участниками практического опыта ответственного поведения в ситуациях выбора. Для этого используется сочетание методов «мозгового штурма» и ролевой игры.

Игра «Стул» (10 минут)

Доброволец садится на стул. Группа должна уговорить его пересесть на другой стул любыми способами, но без применения физической силы, естественно.

Обсуждение:

  • К каким способам прибегали те, кто пытался заставить игрока пересесть на другой стул?

Понятие о групповом давлении (10 минут)

Скажите следующее: «Такие попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т. п., называются давлением. Особенно трудно сопротивляться давлению со стороны группы людей, т. е. групповому давлению, т. к. человек обычно стремится быть членом какой-либо группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы.

Мы довольно часто не можем противостоять групповому давлению и давлению одного человека, и уступаем, хотя вовсе не желаем этого (например, принимать наркотики, курить или вступать в половую связь). Получается, что это не наше решение, на самом деле, а нами помыкают другие люди. Очень важно уметь распознать ситуацию, когда на тебя пытаются оказать давление и уметь противостоять ему. Для того, чтобы принимать собственные решения, а не навязанные другим человеком или группой людей».

Демонстрируется и обсуждается слайд «Виды группового давления» (Приложение 3).

Игра «Ответственное решение» (20 минут)

Тренер предлагает участникам разбиться на две команды. Дается задание:

  • первой команде: придумать и записать как можно больше аргументов в пользу незащищенного сексуального контакта;
  • второй команде: придумать и записать как можно больше аргументов для отказа от этого предложения.
Читайте также:  Чаще мужчина или женщина болеют вич

Ведущий описывает ситуацию: молодой человек и девушка вместе учатся в институте. Они встречаются уже два месяца. Им хорошо вместе, но девушка сомневается, что уже пришло время для более близких отношений.

В течение 7 минут команды придумывают аргументы. После чего каждая команда выбирает добровольца. Представитель первой команды будет играть роль молодого человека, уговаривающего свою девушку начать сексуальные отношения и не использовать при этом презерватив. Представитель второй команды будет играть роль девушки, которая ему возражает. Добровольцы садятся в центр круга и обсуждают ситуацию, приводя аргументы, выработанные на первом этапе (7 минут).

Обсуждение:

  • Возможна ли в жизни ситуация, которую вы только что видели?
  • Если бы это происходило на самом деле, чем бы закончился этот разговор?
  • Это как-то повлияло бы на дальнейшие отношения этой пары?
  • Какие еще проблемы, связанные с сексуальными отношениями, возникают у молодых людей?

Завершение работы (10 минут)

На этом этапе нужно подвести итоги проведенной работы. Выяснить, как участники усвоили информацию, можно с помощью анкеты (Приложение 1). Также можно провести упражнение «Ощущения»: ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало данное занятие. Если есть возможность, можно вручить сувениры наиболее активным участникам, раздать всем папки с информационными материалами.

Литература

  1. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие / С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. — 2-е изд., стереотип. — М.: Центр «Планетариум», 2004. — 96 с.
  2. Я хочу провести тренинг: Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем / Е. Яшина, Д. Камалдинов и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: ГУП «Медицина для вас», 2003. — 206 с.

Источник

Семинар для педагогов «профилактика ВИЧ и СПИДа» методическая разработка на тему

Несколько полезных советов:

1.Не избегайте вопросов ребёнка! Нужно помнить, что ребенок живет не в вакууме. Он смотрит телевизор, читает журналы, общается с друзьями и получает самую разную, зачастую неверную информацию.

2.Начинайте разговор сами! Повседневная жизнь постоянно дает нам прекрасные поводы. Естественно, разговаривая с ребенком, нужно использовать только те слова, которые он сможет понять.

3.Научные исследования показывают, что дети полагаются на родителей и нуждаются в их советах, так что не забывайте четко пояснить, во что Вы верите, и что Вы считаете правильным.

4. Большинство детей и подростков могут усвоить лишь небольшую часть информации из одного разговора. Поэтому разговаривая с подростком — не углубляйтесь в проблему, а коротко и чётко объясните всё ему.

5.Безопасность ребенка — прежде всего! Некоторые взрослые до сих пор верят, что проблема СПИДа не касается их семьи и их детей. Не позволяйте собственным предрассудкам стать угрозой безопасности Вашего ребенка!

Любите своего ребёнка,

интересуйтесь его жизнью,

разговаривайте с ним,

знайте его проблемы,

предлагайте свою помощь.

Будьте здоровы!

ЕДИНЫЙ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

8-800-2000-122

ГКОУ СО «Колчеданская школа — интернат»

ПАМЯТКА для родителей

«Если спрашивают — говорите!»

(по профилактике ВИЧ-инфекции)

2017г.

Уважаемые Родители!

Владея информацией о том, что такое ВИЧ/СПИД и как от этого заболевания защитить себя и своего ребёнка, Вы будете держать ситуацию под контролем. Эта памятка ответит на многие Ваши вопросы, связанные с этим заболеванием, поможет Вам и Вашим детям сохранить свое здоровье как самое важное связующее звено в ощущении полноты жизни.

Почему Вы должны говорить о ВИЧ/СПИДе со своим ребёнком?

ВИЧ остается одной из основных проблем глобального общественного здравоохранения: с момента начала эпидемии ВИЧ заразились примерно 78 миллионов человек и 39 миллионов умерли от болезней, связанных со СПИДом. В 2013 году 1,5 миллиона людей в мире умерли от причин, связанных с ВИЧ, а 2,1 миллиона человек в мире заразились ВИЧ-инфекций. В нашей стране каждые 7 минут регистрируется новый случай заражения. Нашим детям предстоит жить в мире, где есть эпидемия СПИДа. Вы не можете проследить каждую минуту чем занят Ваш ребёнок, но Вы можете научить его как обезопасить свою жизнь.

Что надо знать о ВИЧ/СПИДе?

ВИЧ-инфекция — это заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Попав в организм, этот вирус постепенно разрушает иммунную систему и делает её не способной бороться с различными инфекциями. Со временем иммунитет инфицированного настолько ослабевает, что организм не может справиться с теми инфекциями, которые обычным людям не приносят вреда. Эта последняя стадия ВИЧ-инфекции (СПИД), когда иммунная система человека теряет способность противостоять возбудителям инфекционных заболеваний. Без специального лечения продолжительность жизни, инфицированного ВИЧ, обычно составляет 10-11 лет, однако в некоторых случаях она не превышает 2-3 лет. Если ВИЧ-инфекцию не лечить — это приведёт к смерти. С момента заражения человек способен передавать вирус другим людям. Однажды проникнув в организм, ВИЧ остаётся там на всю жизнь.

(вирус ВИЧ в крови человека)

Как передается ВИЧ?

ВИЧ передается только тремя путями:

∙ половым — заражение может произойти при незащищенном (без презерватива) половом контакте с человеком, инфицированным ВИЧ-инфекцией;

Читайте также:  Царапина от вич больного

∙ через кровь — заражение может произойти при попадании крови ВИЧ-инфицированного человека в организм здорового, например:

— при использовании нестерильного медицинского инструментария, в том числе и для татуировок, пирсинга, маникюра, педикюра;

— при пользовании чужими бритвенными принадлежностями, зубными щетками;

∙ от ВИЧ-инфицированной матери к ребенку: во время беременности, при родах и грудном вскармливании.

Как ВИЧ не передается?

Вирус не передается при рукопожатии; при плавании в бассейне и водоемах; при кашле или чихании; при медицинских осмотрах; при пользовании общей посудой; при укусах животных и насекомых, при еде из одной чашки, при обнимании.

На что настраивать детей?

С целью профилактики заражения ВИЧ-инфекцией родители могут ориентировать подростков на:

∙ недопущение раннего начала половой жизни;

∙ принятие ответственного решения о вступлении в сексуальные контакты;

∙ взаимоуважение и взаимную ответственность за свое здоровье и здоровье партнера;

∙ использование презерватива при каждом половом контакте;

∙ отказ от употребления наркотических веществ.

Начать такой разговор достаточно сложно, поэтому обдумайте, что и как Вы хотите сказать Вашему ребенку. Но помните, что главное условие любого разговора — это честность!

Источник

Программа обучающего семинара-тренинга основам первичной профилактики распространения ВИЧ-инфекции и инфекций

Программа

обучающего семинара-тренинга основам первичной профилактики распространения ВИЧ-инфекции и инфекций, передающихся половым путем:

«Реализуй свое Право на здоровье!»

среди учащихся образовательных учреждений г.Ноябрьска

Программа семинара по вич инфекции

г.Ноябрьск

Цель: повышение уровня информированности подростков и молодежи по проблеме распространенности ВИЧ-инфекции; формирование навыков безопасного поведения, препятствующих передаче ВИЧ-инфекции и инфекциям передающимся половым путем (ИППП); увеличение числа молодых людей, вовлеченных в систематическую работу по пропаганде здорового образа жизни. Участники: подростки и молодежь (учащиеся образовательных учреждений, волонтеры) г.Ноябрьска от 15 лет и старше Дата проведения: 01-02.11.2016 года

Место проведения:

г. Ноябрьск, ул. Изыскателей, д. 55, 1 этаж,

Конференц-зал ГБУЗ ОЦ СПИД.

Программа семинара по вич инфекции

01.11.2016г.

09.00 — 09.30

Регистрация участников. Оценка уровня информированности группы.

Конференц-зал ГБУЗ ОЦ СПИД

09.30 — 09.40

Открытие семинара-тренинга. Вступительное слово.

Кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ, главный врач ГБУЗ ОЦ СПИД

Людмила Юрьевна Волова

9.40 — 10.00

Знакомство, ожидания участников, принятия правил работы группы.

Психолог ОМП ГБУЗ ОЦ СПИД

Олеся Анатольевна Старовойтова

10.00 — 10.30

Просмотр ролика «История борьбы за право на жизнь». Эпидемиологическая обстановка по ВИЧ-инфекции в РФ и ЯНАО. Основные понятия. Пути передачи.

Психолог ОМП ГБУЗ ОЦ СПИД

Аникиева Злата Александровна

10.30 — 10.40

Перерыв

10.40 — 11.00

Актуализация проблемы

(игра «Степень риска»)

Психолог ОМП ГБУЗ ОЦ СПИД

Олеся Анатольевна Старовойтова

11.00 — 11.20

Волонтерское движение — эффективный путь профилактики ВИЧ/СПИДа в молодежной среде. Технология «Равный-равному». Памятные даты.

Психолог ОМП ГБУЗ ОЦ СПИД

Олеся Анатольевна Старовойтова

Участники волонтерской группы «Вектор» ГБУЗ ОЦ СПИД

11.20 — 11.50

Приобретение практических навыков (ролевая игра «Аптека»)

Психолог ОМП ГБУЗ ОЦ СПИД

Олеся Анатольевна Старовойтова

Участники волонтерской группы «Вектор» ГБУЗ ОЦ СПИД

11.50 — 12.20

Экскурсия в музей ГБУЗ ОЦ СПИД.

Завершение работы (ответы на вопросы).

Специалист по соц.работе

ОМП ГБУЗ ОЦ СПИД

Дина Викторовна Никитина

02.11.2016г.

09.00 — 09.30

Приветствие и регистрация участников. Ожидания участников. Повторение правил группы.

Психолог ОМП ГБУЗ ОЦ СПИД

Олеся Анатольевна Старовойтова

09.30 — 10.00

Инфекции, передающиеся половым путем (ИППП): общие принципы профилактики и диагностики. Вирусные гепатиты, пути передачи, профилактика.

Психолог ОМП ГБУЗ ОЦ СПИД

Аникиева Злата Александровна

10.00 — 10.20

Дискуссия «Степень доверия»

Психолог ОМП ГБУЗ ОЦ СПИД

Олеся Анатольевна Старовойтова

Участники волонтерской группы «Вектор» ГБУЗ ОЦ СПИД

10.20 — 10.30

Права и обязанности людей, живущих в условиях ВИЧ-инфекции

Психолог ОМП ГБУЗ ОЦ СПИД

Олеся Анатольевна Старовойтова

10.30 — 10.40

Перерыв

10.40 — 11.00

Жизнь под знаком «плюс»

Клинич. психолог ОМП ГБУЗ ОЦ СПИД

Ирина Владимировна Лебедева

11.00 — 11.30

Отработка практических навыков (упражнение «Безопасное поведение»)

Психолог ОМП ГБУЗ ОЦ СПИД

Олеся Анатольевна Старовойтова

11.30 — 11.40

Оценка уровня информированности группы

Психолог ОМП ГБУЗ ОЦ СПИД

Аникиева Злата Александровна

11.40 — 12.20

Завершение семинара-тренинга, флешмоб «Алая ленточка», «свободный» микрофон, вручение свидетельств.

Психолог ОМП ГБУЗ ОЦ СПИД

Аникиева Злата Александровна

Психолог ОМП ГБУЗ ОЦ СПИД

Олеся Анатольевна Старовойтова

КТО ТАКИЕ ВОЛОНТЕРЫ?

Волонтер — тот, кто добровольно принимает участие в полезном деле.

Волонтеры бывают разные. У волонтеров модно быть здоровыми.

Волонтеры не верят слухам.

Волонтеры знают, где получить хороший совет.

Во всем мире подростки, которые осознали опасность эпидемии ВИЧ/СПИДа, помогают друг другу. Эти юноши и девушки добровольно работают в профилактических программах для молодежи. Они передают друзьям и одноклассникам знания, которые помогают сохранить жизнь и здоровье. Таких людей называют волонтерами, работающими по принципу «равный — равному».

Лекарство от ВИЧ до сих пор не найдено. На сегодняшний день медикам удалось разработать лишь средства, позволяющие продлить жизнь ВИЧ-инфицированного человека. Именно поэтому так важно попытаться объяснить всем, как избежать заражения.

Программа семинара по вич инфекции

Справки по телефону 32-74-51

ГБУЗ «Ямало-Ненецкий окружной центр профилактики и борьбы со СПИД»

Источник