Толерантное отношение к больным вич

Толерантность по отношению к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом | Социологические исследования

Цель исследования: определение уровня стигматизации, дискриминации и терпимости по отношению к ВИЧ-инфицированным людям.

Социологическое исследование проводилось среди жителей г. Перми. Сбор первичных данных осуществлялся с помощью метода формализованного интервью. Выборка районированная, квотная. Объем выборки составил 609 человек. Из них 50.5% женщин и 49.5% мужчин в возрасте от 15 до 59 лет. С разным уровнем образования.

За основу была принята методология проведения исследования по стигме и дискриминации ВИЧ-инфицированных людей, разработанная специалистами социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Ю.П. Авериным и Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Н.Н. Ладной, В.В. Беляевой.

Задачи исследования:

  1. Определить уровень стигматизации ВИЧ-инфицированных людей на эмоциональном и рациональном уровнях.
  2. Определить уровень произвольной дискриминации ВИЧ-инфицированных со стороны населения с точки зрения проведения различий, исключения из общества, ограничения действий.
  3. Определить уровень ситуативной и типологической толерантности пермяков по отношению к ВИЧ-инфицированным.
  4. Определить уровень правильных представлений среди здоровых граждан о путях передачи ВИЧ-инфекции.

Стигматизация может происходить на эмоциональном и рациональном уровнях. Поэтому в исследовании стигматизация была разделена на две части (эмоциональный и рациональный уровни)

На эмоциональном уровне ВИЧ-инфицированным приписываются отрицательные качества с точки зрения общественных норм: употребление инъекционных наркотиков (69.5%), занятие оказанием сексуальных услуг за деньги и гомосексуализм (42.9%), беспорядочные половые связи (52.7%) и другие. Что касается испытываемых чувств к таким людям, то можно сказать, что у населения в целом индифферентное отношение к ВИЧ-инфицированным (48%). При этом достаточно сильно распространены такие негативные чувства к зараженным ВИЧ как страх, напряжение. Но следует отметить, что пятая часть респондентов заявила, что готова помочь таким людям. На рациональном уровне выявлено, что 63.1% респондентов считают ВИЧ-положительных разносчиками смертельной инфекции.

Для оценки уровня произвольной дискриминации ее разделили на три показателя:

− проведение различий между ВИЧ-инфицированными и другими людьми;

− исключение ВИЧ-положительных из общества;

− ограничение действий ВИЧ-инфицированных.

Половина респондентов (50%) заявили, что люди, зараженные ВИЧ при приеме на работу должны говорить о своем ВИЧ-статусе. 64% считают, что ЛЖВ не должны пребывать в больнице на общих основаниях вместе с другими людьми. 59% опрошенных людей сказали, что ВИЧ-инфицированные не должны получать медицинскую помощь там же, где все остальные люди. Так же достаточно высокий процент респондентов считают, что ВИЧ-инфицированные люди должны отбывать наказание отдельно от не инфицированных осужденных (52%). Значительная часть респондентов считают, что люди инфицированные ВИЧ не могут вступать в брак со здоровым человеком (≈40%). Но при этом мы наблюдаем интересный факт — большинство респондентов не проводят сильных различий между здоровыми людьми и ВИЧ-инфицированными, т.е. по их мнению, ВИЧ-позитивный человек способен справляться с основными социальными ролями и бытовыми обязанностями, так же как и любой другой человек.

Так же в исследовании мы смогли оценить уровень ситуативной и типологической толерантности.

В ходе опроса респондентам было предложено представить ситуацию, когда в их окружении могут находиться ВИЧ-инфицированные, при этом предполагалось как личное окружение (близкий друг, член семьи), так и более отдаленные социальные контакты (коллеги на работе и соседи). Большинство участников заявило об изменении своего поведения и отношения к человеку, который подвергся инфицированию ВИЧ. Постараются меньше общаться 27% с соседом, 19% с коллегой и 0.5% с близким человеком. Высказались о том, что им будет неприятно, но постараются вести себя как обычно: 18% опрошенных к соседу, 21% к коллеге и 2.5% к близкому человеку. Сказали, что окажут посильную помощь и поддержку ВИЧ-инфицированному: 10% соседу и коллеге, а ВИЧ-инфицированному близкому человеку уже 47% респондентов. Ничего не измениться в отношении: у 24% респондентов к коллеге, у 27% к соседу и у 38% к близкому человеку.

  • Для оценки типологической толерантности респондентам было задано три вопроса.

Оценки типологической толерантности

Вопрос респондентам

Ответ

(в % от числа опрошенных)

Да

Нет

Не знаю

1. Если учитель имеет положительный ВИЧ-статус, но хорошо себя чувствует, может ли он или она дальше преподавать в школе?

39.9

29.6

30.5

2. Если спортивный инструктор имеет положительный ВИЧ-статус, может ли он или она дальше проводить тренировки?

31.0

37.4

31.5

3. Если врач имеет положительный ВИЧ-статус, но хорошо себя чувствует, может ли он или она продолжать принимать больных и производить медицинские манипуляции?

5.9

62.1

31.5

Из опроса следует:

  1. Треть респондентов не ответили на вопросы.
  2. Только 6% респондентов ответили, что ВИЧ-инфицированный врач может принимать больных и производить медицинские манипуляции.
  • Другой важный аспект нашего исследования это информированность о путях передачи ВИЧ.

Информированность населения о путях передачи ВИЧ.

Вопрос респондентам

Ответ

(в % от числа опрошенных)

Да

Нет

Не знаю

1. Возможность снижения риска ВИЧ-инфицирования, если иметь половые контакты только с одним верным партнером, у которого нет ВИЧ

93.1

3.9

3.0

2. Возможность заражения ВИЧ, при совместном приеме пищи с ВИЧ-инфицированным человеком

3.9

79.8

16.3

3. Возможность заражения ВИЧ, при совместном приеме пищи с ВИЧ-инфицированным человеком

5.9

69.5

24.1

4. Возможность ЛЖВ выглядеть здоровыми и хорошо себя чувствовать

75.9

10.8

13.3

5. Возможность снизить риск ВИЧ-инфицирования, если использовать презерватив при каждом сексуальном контакте

92.6

1.0

6.4

Из опроса следует:

Оценка информированности показала вполне удовлетворительные знания основных путей передачи ВИЧ-инфекции: 76 — 92 % респондентов дали верные ответы на вопросы об основных путях передачи ВИЧ. Но у респондентов достаточно высокий уровень заблуждений о путях передачи ВИЧ. Четверть опрошенных людей дали ответ «не знаю» на вопрос о возможности ВИЧ-инфицирования через укус комара и 16% не знают можно ли инфицироваться при совместном приеме пищи с ВИЧ-инфицированным. Что может являться основой для образования «спидофобии».

Читайте также:  Уровень цик при вич

Выводы:

  • Идет сильная стигматизация ВИЧ-инфицированных людей, как на эмоциональном уровне, так и на рациональном. В глазах социального окружения и в обществе ВИЧ-инфицированный воспринимается как обладающий существенным дефектом, как своего рода неполноценный член общества. Выражается это в восприятии их как людей распущенных, источник смертельной опасности для окружающих, носителей отвратительных черт. Все это является основой для произвольной дискриминации.

  • Опрос показал, что среди населения прослеживается сильная дискриминация ВИЧ-инфицированных. Среди респондентов высокая доля считающих, что нужно ограничивать ЛЖВ (людей, живущих с ВИЧ) во всех социальных сферах, или они должны быть исключены из общества.
  • Так же свой посильный вклад в стигматизацию и дискриминацию вносят не достаточная информированность и заблуждения о ВИЧ.
  • В настоящее время исследованиям стигмы и дискриминации ВИЧ-инфицированных в Пермском крае не уделяется достаточного внимания.

Источник

Тренинговое занятие»Толерантное отношение в ВИЧ-инфицированным»

Толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным людям.

Цель: расширить знания о ВИЧ, СПИД; ознакомить с проблемами ВИЧ инфированных

людей; воспитывать толерантное отношение к больным на СПИД и ВИЧ-инфированных людей.

Форма работа: тренинг.

Оформление: компьютер, проектор, презентация, информационные карточки, ватман, красные ленточки, свечи, плакат «Правили работы в группе», портрет Ф. Меркьюри, клип Ф. Меркьюри «Queen».

Предварительная работа: участники обрабатывают анкету «Мифы и факты».

ХОД РАБОТЫ

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ.

Добрый день. Мы сегодня собрались, чтобы расширить ваши знания о ВИЧ, СПИДе, ознакомить Вас с проблемами ВИЧ-инфицированных людей и больных на СПИД.

Вам предваритеьно была раздана анкета «Мифы и факты»,

А сейчас совместно с Натальей Павловно расмотрим эту анкету.

Анкета «МИФЫ И ФАКТЫ»

Каждому участнику раздается анкета.

  1. ВИЧ — это вирус, который вызывает СПИД.

  2. Можно заразиться ВИЧ, выпив из стакана, которым пользовался ВИЧ-инфицированный.

  3. ВИЧ передается при поцелуе.

  4. Можно заразиться ВИЧ при переливании непроверенной крови

  5. Человек — носитель ВИЧ может заразить своего полового партнера.

  6. Употребление алкоголя может повысить риск заражения ВИЧ.

  7. Комары могут быть переносчиком ВИЧ.

  8. Использование одноразовых шприцев может защитить от ВИЧ/СПИДа

  9. Использование латексных презервативов во время полового контакта может уменьшить риск заражения ВИЧ.

  10. Прием противозачаточных таблеток может уберечь женщину от ВИЧ инфицирования.

  11. Можно заразиться ВИЧ, пользуясь одним унитазом с ВИЧ-позитивным человеком.

  12. Большинство людей, инфицированных ВИЧ, являются опасными для общества.

  13. ВИЧ — окончательная стадия СПИДа.

  14. СПИД — это респираторная болезнь (простуда).

ХОД ТРЕНИНГА

1. Упражнение «Знакомство»

Учитель. Прежде чем мы начнем, предлагаю поприветствовать друг друга словами: «Добрый день, меня зовут…, про ВИЧ я впервые услышал(а)…, в своей жизни я встречался/не встречался с людьми, которые живут с ВИЧ».

А что, по вашему мнению, означает красная ленточка на груди?

Красный цвет — это цвет крови. Красная ленточка означает: я знаю о проблеме СПИДа, и эта проблема меня глубоко волнует.

А теперь мы начинаем наш тренинг «Толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным людям»

Звучит песня в исполнении «Queen», демонстрируется портрет Ф. Меркьюри.

Учитель. Черная, как и полагается в таких случаях, машина «роллс-ройс» больших размеров, усыпанная цветами, минуя браму, подъехала к зданию крематория. В конце ноября 1991 года умер человек, которому было только 45 лет. Горько… Весь мир знал его как Фредди Меркьюри. Он являл собою, начиная с середины 70-х, огромный феномен рок-музыки — группу «Queen».

Талант и энергетика Фредди Меркьюри сделали «Queen» всемирно известной группой. Кем он был? Вот, что известно публике: перс, бисексуал, окоастриец (одна из древнейших религий), певец, шоумен, миллионер, человек, который умер от СПИДа.

Что неизвестно широкому залу? Фредди был отличным игроком в пинг-понг и очень стеснительным человеком; он считал, что скука болезнь. Инфицировался ВИЧем в 1985 году в Мюнхене. Талантливый художник-график. Увлечение балет… Холодным февральским утром, когда Фредди Меркьюри появился на телестудии, съемочная группа была шокирована. От бывшего красавца Фредди ничего не осталось. Он был похож на тень. Одежда на нем висела, серое лицо было покрытое пятнами. Ему осталось жить только 9 месяцев… За сутки до смерти певец распространил заявление, в котором, не боясь человеческого осуждения, признался: «Я хочу подтвердить, что у меня СПИД. Мне кажется правильным, что я держал это в секрете до сегодняшнего дня, чтобы защитить своих близких».

II. МОТИВАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА

Сегодня мы собрались для того, чтобы обговорить проблему людей, с которыми мы в жизни с каждым годом будем встречать все больше и больше — с людьми, которые живут с ВИЧ. Они такие же, как мы с тобой, только в их крови поселился вирус. Многие из них не наркоманы, не проститутки, не бомжи, но так получилось, что они больны на ВИЧ. Чтобы побороть СПИД, нужно научиться, как с ним бороться, а не поддавать дискриминации больных людей. В начале тренинга Вы заполнили анкеты, обратимся к ним в конце тренинга. Изменится ли ваше мнение? Если да, то мы не зря здесь собрались.

III. ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГА.

2. Упражнение «Ожидания»

На красных ленточках учащиеся пишут свои ожидания от тренинга, озвучивают, приклеивают их на плакат.

3. Упражнение «Правила работы в группах»

Мы с Вами проводили тренинговое занятие «Туберкулез — угроза для всей планеты», на котором знакомили Вас с правилами тренинга. А теперь попробуйте их вспомнить.

Читайте также:  Вероятность заразится вич при операции

Давайте вспомним, что означает сокращения ВИЧ, СПИД.

4. Упражнение «Абревиатура»

Учащиеся расшифровывают букву, объясняя значение слова. (Слайд 1)

В — вирус (возбудитель болезни)

И — иммунодефицита (отсутствие защитных сил организма)

Ч — человека (личность, индивидуальность)

С — синдром (ряд симптомов, которые указывают на наличие определенной болезни или состояния)

П — приобретенного (появившегося в течение жизни, а не от рождения)

И — иммунного (касается иммунной системы)

Д — дефецита (недостаток чего-то).

5. Упражнение «Информационное сообщение-презентация «ВИЧ/СПИД».

6 Упражнение «Сплетни».

Попрошу выйти ко мне 4-х желающих участников. Разминка называется «Сплетни». Попрошу троих выйти за дверь, а одного участника остаться с нами. Ваша задача то, что сейчас я вам прочитаю пересказать остальным (по очереди).

Текст

«Был весенний день. Дул легкий ветерок.. Ольга договорилась встретитс со своей подругой Машей в 17:00, у кинотеатра «Салют». Она купила три билета на интересный фильм. Маша обещала прийти со своим другом, которого звали Борис. В назначенное время, у кинотеатра встретились Ольга и Борис, но Маши не было. Как оказалось, у Маши разболелся очень сильно зуб и она не смогла прийти. Двое молодых людей очень интересно провели время. Показ фильма закончился в 18:30. Молодой человек пошел провожать подругу своей девушки, а по дороге он купил ей малиновое мороженое, а себе купил клубничное. К вечеру на небе сгустились тучи. По-видимому, намечался дождь».

Все участники пересказывают друг другу текст.

7. Упражнение «Жизнь с болезнью»

Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги и просит написать на 4 листочках:

1. названия любимых блюд;

2. названия любимых занятий, увлечений;

3. любимые книги.

Когда все участники готовы, ведущий говорит: «Давайте поставим себя на место человека, который болени СПИДом, это поможет нам лучше понять, что происходит в его жизни. Такая опасная болезнь, как СПИД, требует от человека больших жертв, ему приходится за это платить. И не только деньгами».

Ведущий просит участников выбрать и отдать по одному любимому блюду, занятию, книге.

Далее ведущий говорит, что болезнь требует следующих жертв, и участники отдают еще по три листочка. В конце концов, наступает стадия, когда человек теряет контроль над своей жизнью и болезнь уже сама забирает у него то, что ему дорого.

После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по три листка у каждого участника. Все, что осталось у участников — это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека.

После этого участники обсуждают психологичесие последствия незащищенных сексуальных контактов как варианта необдуманного поведения: разочорование, психологическая или сексуальная травма, чувство одиночества, тревога по поводу своего здоровья, мнительность, страх по поводу наступившей беременности или заболеваний, передающихся половым путем, неудовлетворенность своим сексуальным поведением, боязнь огласки, тревога по поводу дальнейших отношений.

Обсуждение

Как себя чувствовали участники во время игры?

Как сейчас себя чувствуют?

С чем (или с кем) труднее было расставаться?

8. Упражнение «Информационное сообщение: «Стигма и дискриминация»»

Стигма — это клеймо, пятно, метка.

Стигма в нынешнем понимании — это знак позора либо общественное порицание, убежденность общества в том, что определенный образ жизни является постыдным. ВИЧ-позитивный статус может являться стигмой, если общество с предубеждением относится к людям, живущих с ВИЧ.

Дискриминация — ограничение или лишение прав определенной категории граждан. Применительно к ВИЧ — положительным, -это ограничение или лишение прав, связанных с их ВИЧ-статусом.

Остракизм — изгнание, гонение.

Стигматизированный человек — отвергнутый обществом, заклейменный, признанный «чужим среди своих».

Тигма и дискриминация, связанные с ВИЧ/СПИДом — глобальное явление. Оно не возникло неожиданно и не является плодом чьей-то фантазии. Оно основано на глубоко укоренившихся страхе и позоре. СПИД — новое заболевание и считается смертельным, а все, что связано со смертью, всегда вызывает страх.

Недостаточное понимание болезни, мифы и путях передачи ВИЧ, предрассудки, отсутствие лечения, безответственные сообщения об эпидемии в СМИ, ттот факт, что СПИД сегодня неизлечим, человеческая глупость — это далеко не полный список причин формирования стигмы и дискриминации по отношению к ВИЧ-инфицированным людям.

В общественном сознании стигма ассоциируется с теми болезнями, в которых повинны сами люди. Считается, что люди с ВИЧ/СПИДом «заслужили то, что с ними произошло». Зачастую это «дурное поведение» связано с сексом и с запрещенной или общественно порицаемой деятельностью, такой, как инъекционное потребление наркотиков. Считается, что ВИЧ-инфицированные мужчины — это гомосексуалисты, бисексуалы или мужчины, пользующиеся услугами женщин секс-бизнеса, а ВИЧ-инфицированные женщины ведут беспорядочную половую жизнь или являются проститутками, т. е. идет о двойной стигматизации: по сексуальным предпочтениям, образу жизни и ВИЧ-статусу. Отсюда стигматизация и дискриминация всех представителей так называемой «группы риска».

Стигма и дискриминация, связанные с ВИЧ/СПИДом, порождают самостигматизацию или стыд, который испытывают люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, сталкиваясь с негативным отношением и реакцией окружающих. Это приводит к депрессиям, замыканию в себе и чувству собственной неполноценности, подрывает и истощает силы уже ослабленных людей, заставляет их винить самих себя за то, что они оказались в таком положении.

9. Упражнение «Права ВИЧ-инфицированных»

А какими же правами обладают ВИЧ-инфицированные?

1. право на социальную защиту и медицинскую помощь;

2. право на работу;

3. право на уважение и достоинство;

Читайте также:  Положена ли инвалидность если вич и туберкулез

4. право на отдых;

5. право на жизнь;

6. право на защиту от дискриминации;

7. право на свободное общение.

10. Упражнение «Степной огонь»

Учитель преждевременно готовит карточки:

А) 1 карточка с обозначением «+»;

Б) 3 карточки «У»;

В) 3 карточки — «П»;

Г) 3 карточки с текстом: «Непринимай участие в игре. Не с кем не разговаривай и ни у кого не бери автогроф».

Остальные карточки — пустые. Вместе столько карточек, сколько учащихся принимает участие.

Ход упражнения

Участников предупреждают, что они сейчас получат карточки с секретным обозначением. Нельзя показывать их соседу или еще кому нибудь. Возьмите все ручки, пройдите по классу и на трех карточках поставте свой автограф з обратной стороны.

Учитель подбадривает учащихся не сидеть на местах. Пытается незаметно привлечь к игре учащихся с карточками «Г». Все возвращаются на свои места.

Затем учитель приглашает выйти учащегося, у которого на карточке «+». Это — условно инфицированный. Тогда выходят те, у кого на карточке автограф «инфицированого» и те, кто поставил автограф ему. Следом приглашаются те, кто получил автограф или поставил его теи, кто уже стоит. В конце концов, выходят все участники. Т. е. , ВИЧ распространяется, как степной огонь.

Возможно, останутся участники с карточками «Г». Тогда нужно поблагодарить их за соблюдение инструкций.

Чаще среди трех учащихся кто-то все таки нарушает инструкцию. Это является примером того, как в жизни люди часто слышат предупреждения, но принебрегают ими.

Учитель предлагает участникам, у которых на карточках было обозначение «П», вернуться на места. «П» — презерватив. Он им воспользовался, значит — остался здоровым!

После этого учитель предлагает вернуться на места участникам «У». Вы воздержались от секса, значит, вы тоже здоровы.

Так же возвращаются на места те, кто «общался» з владельцами карточек «У» и «П».

Что показывает данное упражнение?

Учитель. Это упражнение показывает, насколько быстро распространяется ВИЧ-инфекция. И как реально можно ее избежать.

11. Упражнение «Диагностика»

12 Упражнение «Организации ради жизни»

Закон Украины «П заболевания на СПИД и социальная защит населения (1991)»;

«Международный Альянс по ВИЧ/СПИДу в Украине»;

Всеукраинская сеть людей, которые живут с ВИЧ в Крыму в г. Симферополе;

«Центр профилактики и боьбы со СПИДом» в г. Симферополе

12 Упражнение «Заключение»

Ваша активность на занятии еще раз доказывает, что толерантность займет достойное место в ваших взаимоотношениях с другими людьми. Теперь вы знаете, что общение с ВИЧ-положителтным человеком безопасно. Нельзя инфицироваться при рукопожатии, пользовании одной ванной комнатой, плавая с ВИЧ-инфицированным в одном бассейне, обедая с ним за одним столом.

Победить ВИЧ-инфекцию можно, но для этого надо одолеть еще одну, более древнюю болезнь — наше невежество Никогда не надо забывать, что здоровье человека — в его руках. Надо помнить, что человек, живущий с ВИЧ или СПИДом, нуждается в нашей поддержке и внимании. Это, прежде всего, ЛЮДИ, имеющие свои чувства, потребности, надежды. Чтобы поддержать такого человека, нужно всего лишь «не поворачиваться к нему спиной».

1 декабря Всемирный день борьбы со СПИДом, который сегодня называют Днем солидарности с людьми, живущими с ВИЧ-инфекцией и СПИДом. В этот день во всем мире проводится множество акций и других мероприятий для того, чтобы обратить внимание окружающих на эту проблему и искоренить в обществе людей стигму и дискриминацию.

Большая часть населения не только не знает, чем отличается ВИЧ от СПИДа, но и считает эту проблему совершенно далекой, которая их никак не коснется. А к тем, кто живет с этим недугом, относятся со страхом, брезгливостью и даже ненавистью.

Мир полон красок, но стоит в этой палитре усмотреть новые оттенки — и ты становишься бузумем. Мир полон переживаний и чувств, но, если на тою долю выпадает испытаний больше, чем остальным, — ты становишься лишним. Мир превращается в свою бесцветно-мутную копию, в которой тебе, если ты «чужой», места нет.

12 Упражнение «Нити дружбы»

Все становятся в круг. Я попрошу каждого участника сделать комплимент кому-нибудь из группы. Для этого мы используем клубок ниток.

Осторожно натяните нить, чтобы она не разорвалась. А теперь опустим нить к полу и поднимем над головой. В жизни у человека могут быть взлеты и падения, жизнь может идти ровно, но в любом случае завязанные нити дружбы не должны рваться.

Завершить хочется стихотворением «Человек- человеку»:

Когда беда унизит человека,

В бараний рог согнув его судьбу,

И человек решит, что он калека,

Навеки не способный на борьбу,

Буди его, буди истошным криком,

Предельно негодуя и любя:

Ты — человек, Ты был рожден великим.

Не смей не быть похожим на себя!

Благодарим вас за участие в тренинге.

ПРАВИЛА ТРЕНИНГА:

1. НЕ ПЕРЕБИВАТЬ;

2. УМЕТЬ СЛУШАТЬ;

3. ОТСТАИВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ;

4. ПРОЯВЛЯТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ;

5. ВСЕ РАВНЫ;

6. ВСЕ ЧТО СКАЗАНО, ОСТАВЛЯЕМ ТУТ;

7. ПРОЯВЛЯТЬ УВАЖЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ;

8. ТОЧНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ;

9. БЫТЬ АКТИВНЫМ В РАБОТЕ;

ПРАВА ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ:

1. право на социальную защиту и медицинскую помощь;

2. право на работу;

3. право на уважение и достоинство;

4. право на отдых;

5. право на жизнь;

6. право на защи

ту от дискриминации;

7. право на свободное общение.

ЯРКОПОЛЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

1 ДЕКАБРЯ —

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ СО СПИДОМ

Тренинг

«Толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным людям»

Источник