Зарубежный опыт работы с вич инфицированными
—
— . . ( ). .
[ ]
1.
2.
3. ( )
() , . . , . , 20 , .
. , , , . , , , .
. : , , .
, , .
, . , , .
— , , .
/.
, .
1.
, , ( ), , , — , , , , , , , , ( ) 30 1996 , , , , , .
, / , , :
— , , , , , , , ;
, , , ;
, ;
, .
, . ( ) . , , . , , , . , , , .
, , -. , (, , ), , , , , . . — . — /. , , — . — . , , , , . / . .
, . , , . , , , . 60% , , , , .
, , :
;
;
( , ).
, , , . , , , / , — , .
. :
;
, , , .
.
, , . , , .
— 2001 . . . , — 100-200 . .
, . , ( , ), ( , , . .). , , , . , , , , -. , .
. . , . , . , , — , , , , . . , . .
— , . , :
;
, — ;
;
, , .
, ; , , .
/ . , , . , , /, , (, ).
, . .
, .
, , , , , . , . , , , , , , — , — . , .
, , . , , , . , , , . , . — :
;
;
;
;
, .
, . , .
:
:
;
.
:
;
;
;
, , ;
;
;
, , .
:
— ;
— ;
— , ;
— ;
— .
:
— ;
— ;
— .
:
— , ;
— ;
— .
:
;
;
, .
, , , , . , , , . , , . ( ) . (-) , 5 , , (, ), .
:
;
, ;
( , . .);
, .
, :
;
(, );
;
, , , , , ;
.
, , , . , . , , , .
2-3- ; . — , .
:
;
;
, , , , , ;
, :
;
;
;
.
, , , .
— , , . , .
, , :
. 1
, , . , , , . , , , , . , (, , ) .
, — . — , ( , , ), , , .
/, , , , , .
2.
. .
, . , , ( , ), ( , ) ( , ). , , , , , , , .
, , , , .
, , . , , .
2, 3, 4, 5 . 69 . ( 50 % ) , 39 % ; 8 % , 5 % .
, , (43,7 %); , (38 %), (25,4 %), , ( 18,3 %).
, , , , — .
— , , . , , ( 1 %), , .
, , /, — , , , , . (18 %) .
, , , /, . . ( , — , , .), , , , , , , . , .
, , , . , , , .
3. ( )
, , — , , . . , .
, , , , . , , — . , , , , , . . — — , , , , .
— (AIDS Resource Center of Wisconsin). — , , . , :
;
, ( );
;
(, );
( , , , ), : , , , ; ; ;
;
.
. , . — , — , . ( — , — ). . , . , . — .
, .
. , , , , , , , , . . , . , , . , — , (AIDS DISCRIMINATION UNIT), .
, , , . , ( ), : , , , , , . , .
, , — (case management), . , , , , .
, , , — , — , . — , , , :
;
;
/ ;
, .
, , , — ; ; . , , , . ., : ; ; ; ; , , ; ; .
. ; , , , . — , , . . , , , . , , — .
, , , . , . , -, , ; -, ; -, , ; -, , , .
. :
;
, ;
( ) , , ;
. , , , , , , ;
, , ;
.
, , . , — , , — . . — , , , , , , — . , .
— , . . — , , , , , .
, , , . . .
, , . . , , , . , , , .
. — . . .
, , — , .
1. : . ./ . . — .: , 1991.
2. ., ., . . . — : — , 1997.
3. . 1-5. — ., 1994-1996.
4. … . — . . 2000.
5. .. // , 2000. — .6, . 3.
6. -: 19-23 1999 ., — .
7. .. . — ., 1999.
8. . . — .: , 2001.
9. .., .. . — ., 1997.
10. .., .. : . — : — , 2000.
11. .. : , , . — ., 1997.
12. .. . — .: , 1993.
13. .. . — .: , 1996.
14. . — .: . -, 1998.
15. XXI : . — .: , 1999.
16. : . — .: , 1990.
17. . . — ., 1994.
18. . — ., 1994.
19. : . .1-2. — ., ; 2000.
20. .. . — ., 1995.
21. , ( ), 30 1996 .
— — . . .
[98,5 K], 21.12.2010
. — — . . -.
[35,9 K], 01.08.2010
. . . .
[25,6 K], 08.10.2014
-. . — — . , , .
[35,3 K], 16.07.2009
. , . . . .
[94,1 K], 13.04.2017
, . . .
[55,0 K], 11.02.2009
-. . . : .
[143,0 K], 21.08.2011
. . . . .
[85,3 K], 30.10.2013
. . — . . .
[64,9 K], 09.05.2012
, . . . , . .
[4,0 M], 09.12.2011
Источник
Глава 3. Зарубежный опыт социальной работы с ВИЧ инфицированными (на примере Соединенных Штатов Америки)
Системы социального обслуживания в целом, безусловно, отражают уровень социально-экономического развития страны, традиционные социальные нормы и культурные ценности, проводимую государственную политику в отношении превенции СПИДа. Но и в странах с многолетней и достаточно успешной практикой социальной работы с ВИЧ инфицированными и больными СПИДом остается множество нерешенных правовых и этических проблем. В своей работе я остановлюсь на опыте Соединенных Штатов Америки, где сложилась одна из наиболее эффективных систем социальной помощи данной группе населения.
В США практически все полномочия в области социальной политики, связанной со СПИДом, как исполнительные, так и законодательные, переданы на уровень штата. И хотя не существует единой модели, распространенной по всей Америке, все же большинство штатов пошло по пути организации единых крупных центров для оказания социально-медицинской помощи ВИЧ инфицированным и больным СПИДом. Подобная модель, несомненно, имеет ряд преимуществ, что дает возможность их более эффективного использования и, кроме того, заболевшие могут получить большинство необходимых услуг в одном месте. Финансирование подобных центров осуществляется в основном из федеративного бюджета и бюджета штата. В России же нет по-настоящему единого центра по оказанию социально-медицинских услуг, так как агенства, предоставляющие данные услуги, в основном негосударственные, поэтому обладают чрезвычайно ограниченными финансовыми возможностями.
Один из крупнейших подобных Центров — Центр СПИД ресурсов штата Висконсин (AIDS Resource Center of Wisconsin). В основе деятельности данного центра — функционирование различных программ по предоставлению определенных услуг, чаще всего бесплатно, ВИЧ инфицированным или больным СПИДом жителям штата. Среди основных услуг, которые предлагает программа:
традиционная медицинская помощь;
медикаментозный менеджмент, то есть помощь клиентам в преодолении трудностей и негативных последствий употребления лекарственных препаратов (обычно через индивидуальное и групповое консультирование);
стоматологическое обслуживание;
услуги нетрадиционной медицины (массаж, иглоукалывание);
программу психологического здоровья (в которой работают психиатры, психологи, социальные работники, профессиональные волонтеры), включающую консультирование всех уровней: индивидуальное, пары, семья, группа; работу в группах поддержки; денежную компенсацию полученной профессиональной платной помощи в другом медицинском учреждении;
консультирование и лечение алкоголизма и наркомании;
ВИЧ тестирование и консультирование по поводу СПИДа.
Другое направление деятельности Центра связано с программой предоставления жилья ВИЧ инфицированным и больным СПИДом. Поскольку среди этой группы населения большинство людей с низким доходом, государственная политика США направлена на расширение этого направления деятельности Центров СПИДа. Новая программа — инициатива, направленная на апробацию модели по поддержанию изменений жизненного стиля и преодолению алкоголе- и наркозависимости, психических заболеваний ВИЧ инфицированных. Данная программа предусматривает оказание по месту жительства профессиональной социальной и медицинской помощи на регулярной основе (первый год — ежедневное консультирование клиента со специалистом, второй год — один раз в неделю). В нашей стране не предусматривается помощь по предоставлению жилья ВИЧ инфицированным и больным СПИДом. Чаще всего очень трудно получить всяческие льготы, включая практическую и финансовую поддержку. Основное бремя ложиться на самих больных, на их родственников и близких. Все это происходит из-за недостаточной разработки правовой базы по данному вопросу и недостаточного опыта в социальной работе с ВИЧ инфицированными и больными СПИДом.
Отдельная программа Центра СПИД предлагает помощь в получении государственный пособий в связи с ВИЧ позитивным статусом и дополнительных материальных льгот, включая обеспечение продуктами.
СПИД поставил множество проблем перед правовой системой общества. С момента выявления этой болезни началась достаточно жесткая дискриминация людей, зараженных СПИДом, которая выражалась в увольнении с работы, не предоставлении жилья, отказе в медицинском страховании, предоставлении ряда обязательных социальных услуг, лишении детей, больных СПИДом, права посещать школу и т. д. Все это потребовало разработку законов, защищающие гражданские права больных СПИДом. В ряде регионов с высоким уровнем заболеваемости СПИДом были созданы организации, призванные защищать права граждан, больных СПИДом. Например, в Нью-Йорке при Комиссии штата по правам человека был учрежден Центр Дискриминации, связанной со СПИДом (AIDS DISCRIMINATION UNIT), задачей которого является прежде всего рассмотрение жалоб по нарушению гражданских прав.
В отличии от Америки, В России в настоящее время проблема дискриминации в рассматриваемом контексте не ощущается так остро, в первую очередь, в силу относительно незначительного числа больных СПИДом. Правовой статус больных СПИДом определяет Федеративный закон «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ инфекции)», в котором содержится запрет на ограничение прав ВИЧ инфицированных: «Не допускается увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ инфицированных на основании наличия у них ВИЧ инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ инфицированных». Данный закон в отношении вопросов социальной защиты более прогрессивен, чем аналогичные законы многих западных стран.
В деятельности Центра СПИДа есть еще одна программа, которую можно рассматривать как основную в социальной работе с ВИЧ инфицированными и больными СПИДом, — программа кейс менеджмента (case management), то есть управление конкретной ситуацией. Это «подход по обеспечению своевременных услуг, связанных с комплексом потребностей клиента, на основе использования всех имеющихся в данном сообществе ресурсов, с тем, чтобы сохранить способность индивида как можно дольше выполнять выбранные им самим функции».
Исходя из того, что ВИЧ инфицированным и больными СПИДом обычно требуется целый комплекс медицинских и социальных услуг, одна из основных задач, стоящих перед социальным работником-кейс менеджером, — связать системы социального и медицинского обслуживания, скоординировать получение услуг в различных социальных и медицинских службах. То есть в данной модели роль социального работника — это, прежде всего, роль посредника и координатора, хотя социальных менеджер может дополнительно выполнять и другие функции:
вмешиваться в кризисную ситуацию;
вести переговоры и защищать клиента при получении им услуг в другой организации;
информировать и консультировать клиента относительно ВИЧ / СПИДа;
оказывать психологическую помощь как самим клиентам, так и членам их семей.
Среди основных целей кейс менеджмента, связанного с ВИЧ инфекцией, характерных для работы практически с каждым клиентом, — интеграция различных услуг; сохранение независимости клиента и улучшение качества его жизни; увеличение медицинских познаний клиента относительно воздействия СПИДа на здоровье и пропаганда не рискованного поведения. Важным моментом является философия данного метода, основанная на признании прав любого клиента, независимо от образования, социального положения и т. п., на качественный уровень жизни: неприкосновенность частной жизни; конфиденциальность; самостоятельность клиента в принятии решений; не дискриминацию; право на заботу, сострадание, неосуждение поведения клиента; право на уважение и достоинство; право на получение квалифицированного обслуживания.
Отдельная часть стандартов кейс менеджмента регулирует деятельность персонала. Кейс менеджер должен обладать определенной квалификацией; иметь, как минимум, степень бакалавра в социальных науках, чаще всего в области социальной работы в социальных службах. Кейс менеджеру немедленно назначается руководитель — наставник, который не только определяет направление его деятельности, но и обеспечивает поддержку в работе. С ВИЧ инфицированными. Сам руководитель должен иметь опыт по обеспечению услуг больным СПИДом или другими хроническими заболеваниями, быть знакомым с местными социальными службами, знать все имеющиеся и потенциальные ресурсы, которые могут быть использованы при обеспечении услуг клиенту. Кейс менеджмент предполагает составление определенной документации, регулярных отчетов, и это тоже входит в обязанности социального работника — менеджера.
Анализ действующей в США системы социального сервиса показывает, что в ее центре находятся программы, действующие на всех уровнях, начиная с федерального и заканчивая уровнем местных или региональных организаций. В области как превенции СПИДа, так и обслуживания больных принцип социальных программ имеет ряд неоспоримых преимуществ. Социальная программа, во-первых, позволяет аккумулировать средства из различных источников, направляя их на решение единых проблем; во-вторых, принцип ее функционирования предполагает целевое использование средств; в-третьих, реализуемые чаще всего через негосударственные организации социальные программы находятся тем не менее под контролем государственных органов, что позволяет обеспечить целевое использование ресурсов и необходимый профессиональный уровень медицинских услуг; в-четвертых, программа является достаточно гибким и динамичным механизмом, что дает возможность вносить в случае необходимости определенные изменения, тем самым достигать более эффективного использования средств и ресурсов социальных служб.
Принципы развития программ устанавливаются также принятыми стандартами. Вот их основные положения:
принцип систематического планирования;
принцип постоянного взаимодействия персонала Центра с другими правительственными и общественными организациями, связанными со СПИДом;
регулярный (не реже одного раза в год) пересмотр программы, который включает совместный анализ программы менеджерами и руководителями, в первую очередь выяснение степени удовлетворенности клиента сервисом и внесение требуемых изменений для более полного удовлетворения потребностей клиента;
поощрение деятельности «совещательных групп». Группы, состоящие из клиентов, то есть представляющие обслуживаемое население, встречаются на регулярной основе, обсуждают полученный ими сервис, разрабатывают рекомендации относительно выполнения социальных программ, которые документируются и доводятся до сведения всего персонала;
ежегодный отчет менеджера, в которой дается оценка проделанной работе, исходящей из предписанных обязанностей и рабочих планов;
ежегодный отчет руководителя перед вышестоящими органами и финансирующими программу организациями.
Заключение
инфицированный кейс менеджмент
В настоящее время, вслед за признанием эпидемии СПИДа в России, тема СПИДа стала публично обсуждаться. И хотя сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что СПИД — проблема не только медицинская, но и социальная, социальным проблемам СПИДа по-прежнему уделяется недостаточно внимания. А некоторые из них требуют безотлагательного решения. ВИЧ инфицированный — это не только пациент медицинского учреждения, но и потенциальный клиент социальных служб, причем с каждым ВИЧ инфицированным, как правило, связано несколько человек, прежде всего родственников, также нуждающихся в социально-психологической помощи. Другими словами, необходимо создание действенной системы социального обслуживания данной категории населения.
В настоящее время в Санкт-Петербурге действует более десятка различных организаций, занимающихся в той или иной степени оказанием социальной и психологической помощи ВИЧ инфицированным и членам их семей. Значительная часть из них относится к негосударственному сектору. Среди основных видов деятельности данных организаций с ВИЧ инфицированными и больными СПИДом — психологическая помощь, телефоны доверия, проведения тренингов и семинаров как для специалистов, так и для ВИЧ инфицированных, но лишь некоторые из них занимаются социальной реабилитацией ВИЧ инфицированных, организацией групп самопомощи.
Проблемы, с которыми чаще всего приходится сталкиваться в ходе осуществления своей деятельности организациям, работающим в области СПИДа, достаточно сходны. Недостаточное финансирования и отсутствие эффективной законодательной базы. Одно из лидирующих мест среди основных проблем занимает и недостаток квалифицированных специалистов по социальным вопросам.
Люди, зараженные вирусом иммунодефицита или уже заболевшие СПИДом, большую часть жизни проводят вне больницы. Госпитализация необходима только в разгар острых клинических проявлений. К сожалению, в России не всегда можно было бы выписать больного для домашнего долечивания, так как зачастую ни врачи, ни служащие социальных служб не в состоянии обеспечить больному должную помощь и уход на дому. Поскольку, однако, число заболевших растет, социальным службам придется учиться этому.
Зарубежный опыт более прогрессивен в решении проблем в данной области. В частности в США организована единая крупная система центров для оказания социально-медицинской помощи ВИЧ инфицированным и больным СПИДом. Финансирование подобных центров осуществляется в основном из федеративного бюджета и бюджета штата. Все организации строго контролируются государством.
Забота о людях, зараженных ВИЧ или заболевшими СПИДом, — не такое уж трудное дело, надо лишь руководиться здравым смыслом.
Использованная литература
1. Азбука СПИДа: Пер. с англ./Под ред. Адлера М. — М.: Мир, 1991.
2. Ареркромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1997.
. Антология социальной работы. Т 1-5. — М., 1994-1996.
. Бородкина О..И. Социальный контекст превенции СПИДа. Учебно-методическое пособие. СПбГУ. 2000.
. Бородкина О.И. Социальная работа и СПИД//Вестник СпбГУ, 2000. — Сер.6, вып. 3.
. Исследования в области профилактики ВИЧ-инфекции: материалы семинара 19-23 мая 1999 г., Санкт- Петербург.
. Боханов А.И. Социальные обзоры за рубежом и в России. — М., 1999.
. ВИЧ инфекция и СПИД. Информация и практические советы людям с диагнозом ВИЧ и СПИД. — М.: Знание, 2001.
. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории и практики социальной работы. — М., 1997.
. Змумко Е.И., Белозеров Е.С. ВИЧ инфекция: руководство для врачей. — СПб: Изд-во «Питер», 2000.
. Козлов Л.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. — М., 1997.
. Покровский В.В. ВИЧ инфекция. — М.: Медицина, 1993.
. Покровский В.В. Эпидемиология и профилактика ВИЧ инфекции и СПИД. — М.: Медицина, 1996.
. Российская социологическая энциклопедия. — М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА, 1998.
. Социология на пороге XXI века: основные направления исследования. — М.: РУСАКИ, 1999.
. Современная западная социология: Словарь. — М.: Полиздат, 1990.
. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.
. Теория и методология социальной работы. — М., 1994.
. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1-2. — М., Тула; 2000.
. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. — М., 1995.
. Федеральный закон «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ инфекции)», 30 марта 1996 года.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…
©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
Источник