Зарубежный опыт работы с вич инфицированными

— . . ( ). .

[ ]

1.

2.

3. ( )

() , . . , . , 20 , .

. , , , . , , , .

. : , , .

, , .

, . , , .

— , , .

/.

, .

1.

, , ( ), , , — , , , , , , , , ( ) 30 1996 , , , , , .

, / , , :

— , , , , , , , ;

, , , ;

, ;

, .

, . ( ) . , , . , , , . , , , .

, , -. , (, , ), , , , , . . — . — /. , , — . — . , , , , . / . .

, . , , . , , , . 60% , , , , .

, , :

;

;

( , ).

, , , . , , , / , — , .

. :

;

, , , .

.

, , . , , .

— 2001 . . . , — 100-200 . .

, . , ( , ), ( , , . .). , , , . , , , , -. , .

. . , . , . , , — , , , , . . , . .

— , . , :

;

, — ;

;

, , .

, ; , , .

/ . , , . , , /, , (, ).

, . .

, .

, , , , , . , . , , , , , , — , — . , .

, , . , , , . , , , . , . — :

;

;

;

;

, .

, . , .

:

:

;

.

:

;

;

;

, , ;

;

;

, , .

:

— ;

— ;

— , ;

— ;

— .

:

— ;

— ;

— .

:

— , ;

— ;

— .

:

;

;

, .

, , , , . , , , . , , . ( ) . (-) , 5 , , (, ), .

:

;

, ;

( , . .);

, .

, :

;

(, );

;

, , , , , ;

.

, , , . , . , , , .

2-3- ; . — , .

:

;

;

, , , , , ;

, :

;

;

;

.

, , , .

— , , . , .

, , :

. 1

, , . , , , . , , , , . , (, , ) .

, — . — , ( , , ), , , .

/, , , , , .

2.

. .

, . , , ( , ), ( , ) ( , ). , , , , , , , .

, , , , .

, , . , , .

2, 3, 4, 5 . 69 . ( 50 % ) , 39 % ; 8 % , 5 % .

, , (43,7 %); , (38 %), (25,4 %), , ( 18,3 %).

, , , , — .

— , , . , , ( 1 %), , .

, , /, — , , , , . (18 %) .

, , , /, . . ( , — , , .), , , , , , , . , .

, , , . , , , .

3. ( )

, , — , , . . , .

, , , , . , , — . , , , , , . . — — , , , , .

— (AIDS Resource Center of Wisconsin). — , , . , :

;

, ( );

;

(, );

( , , , ), : , , , ; ; ;

;

.

. , . — , — , . ( — , — ). . , . , . — .

, .

. , , , , , , , , . . , . , , . , — , (AIDS DISCRIMINATION UNIT), .

, , , . , ( ), : , , , , , . , .

, , — (case management), . , , , , .

, , , — , — , . — , , , :

;

;

/ ;

, .

, , , — ; ; . , , , . ., : ; ; ; ; , , ; ; .

. ; , , , . — , , . . , , , . , , — .

, , , . , . , -, , ; -, ; -, , ; -, , , .

. :

;

, ;

( ) , , ;

. , , , , , , ;

, , ;

.

, , . , — , , — . . — , , , , , , — . , .

— , . . — , , , , , .

, , , . . .

, , . . , , , . , , , .

. — . . .

, , — , .

1. : . ./ . . — .: , 1991.

2. ., ., . . . — : — , 1997.

3. . 1-5. — ., 1994-1996.

4. … . — . . 2000.

5. .. // , 2000. — .6, . 3.

6. -: 19-23 1999 ., — .

7. .. . — ., 1999.

8. . . — .: , 2001.

9. .., .. . — ., 1997.

10. .., .. : . — : — , 2000.

11. .. : , , . — ., 1997.

12. .. . — .: , 1993.

13. .. . — .: , 1996.

14. . — .: . -, 1998.

15. XXI : . — .: , 1999.

16. : . — .: , 1990.

17. . . — ., 1994.

18. . — ., 1994.

19. : . .1-2. — ., ; 2000.

20. .. . — ., 1995.

21. , ( ), 30 1996 .

  • — — . . .

    [98,5 K], 21.12.2010

  • . — — . . -.

    [35,9 K], 01.08.2010

  • . . . .

    [25,6 K], 08.10.2014

  • -. . — — . , , .

    [35,3 K], 16.07.2009

  • . , . . . .

    [94,1 K], 13.04.2017

  • , . . .

    [55,0 K], 11.02.2009

  • -. . . : .

    [143,0 K], 21.08.2011

  • . . . . .

    [85,3 K], 30.10.2013

  • . . — . . .

    [64,9 K], 09.05.2012

  • , . . . , . .

    [4,0 M], 09.12.2011

Источник

Глава 3. Зарубежный опыт социальной работы с ВИЧ инфицированными (на примере Соединенных Штатов Америки)

Системы социального обслуживания в целом, безусловно, отражают уровень социально-экономического развития страны, традиционные социальные нормы и культурные ценности, проводимую государственную политику в отношении превенции СПИДа. Но и в странах с многолетней и достаточно успешной практикой социальной работы с ВИЧ инфицированными и больными СПИДом остается множество нерешенных правовых и этических проблем. В своей работе я остановлюсь на опыте Соединенных Штатов Америки, где сложилась одна из наиболее эффективных систем социальной помощи данной группе населения.

В США практически все полномочия в области социальной политики, связанной со СПИДом, как исполнительные, так и законодательные, переданы на уровень штата. И хотя не существует единой модели, распространенной по всей Америке, все же большинство штатов пошло по пути организации единых крупных центров для оказания социально-медицинской помощи ВИЧ инфицированным и больным СПИДом. Подобная модель, несомненно, имеет ряд преимуществ, что дает возможность их более эффективного использования и, кроме того, заболевшие могут получить большинство необходимых услуг в одном месте. Финансирование подобных центров осуществляется в основном из федеративного бюджета и бюджета штата. В России же нет по-настоящему единого центра по оказанию социально-медицинских услуг, так как агенства, предоставляющие данные услуги, в основном негосударственные, поэтому обладают чрезвычайно ограниченными финансовыми возможностями.

Один из крупнейших подобных Центров — Центр СПИД ресурсов штата Висконсин (AIDS Resource Center of Wisconsin). В основе деятельности данного центра — функционирование различных программ по предоставлению определенных услуг, чаще всего бесплатно, ВИЧ инфицированным или больным СПИДом жителям штата. Среди основных услуг, которые предлагает программа:

традиционная медицинская помощь;

медикаментозный менеджмент, то есть помощь клиентам в преодолении трудностей и негативных последствий употребления лекарственных препаратов (обычно через индивидуальное и групповое консультирование);

стоматологическое обслуживание;

услуги нетрадиционной медицины (массаж, иглоукалывание);

программу психологического здоровья (в которой работают психиатры, психологи, социальные работники, профессиональные волонтеры), включающую консультирование всех уровней: индивидуальное, пары, семья, группа; работу в группах поддержки; денежную компенсацию полученной профессиональной платной помощи в другом медицинском учреждении;

Читайте также:  Срок жизни при вич

консультирование и лечение алкоголизма и наркомании;

ВИЧ тестирование и консультирование по поводу СПИДа.

Другое направление деятельности Центра связано с программой предоставления жилья ВИЧ инфицированным и больным СПИДом. Поскольку среди этой группы населения большинство людей с низким доходом, государственная политика США направлена на расширение этого направления деятельности Центров СПИДа. Новая программа — инициатива, направленная на апробацию модели по поддержанию изменений жизненного стиля и преодолению алкоголе- и наркозависимости, психических заболеваний ВИЧ инфицированных. Данная программа предусматривает оказание по месту жительства профессиональной социальной и медицинской помощи на регулярной основе (первый год — ежедневное консультирование клиента со специалистом, второй год — один раз в неделю). В нашей стране не предусматривается помощь по предоставлению жилья ВИЧ инфицированным и больным СПИДом. Чаще всего очень трудно получить всяческие льготы, включая практическую и финансовую поддержку. Основное бремя ложиться на самих больных, на их родственников и близких. Все это происходит из-за недостаточной разработки правовой базы по данному вопросу и недостаточного опыта в социальной работе с ВИЧ инфицированными и больными СПИДом.

Отдельная программа Центра СПИД предлагает помощь в получении государственный пособий в связи с ВИЧ позитивным статусом и дополнительных материальных льгот, включая обеспечение продуктами.

СПИД поставил множество проблем перед правовой системой общества. С момента выявления этой болезни началась достаточно жесткая дискриминация людей, зараженных СПИДом, которая выражалась в увольнении с работы, не предоставлении жилья, отказе в медицинском страховании, предоставлении ряда обязательных социальных услуг, лишении детей, больных СПИДом, права посещать школу и т. д. Все это потребовало разработку законов, защищающие гражданские права больных СПИДом. В ряде регионов с высоким уровнем заболеваемости СПИДом были созданы организации, призванные защищать права граждан, больных СПИДом. Например, в Нью-Йорке при Комиссии штата по правам человека был учрежден Центр Дискриминации, связанной со СПИДом (AIDS DISCRIMINATION UNIT), задачей которого является прежде всего рассмотрение жалоб по нарушению гражданских прав.

В отличии от Америки, В России в настоящее время проблема дискриминации в рассматриваемом контексте не ощущается так остро, в первую очередь, в силу относительно незначительного числа больных СПИДом. Правовой статус больных СПИДом определяет Федеративный закон «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ инфекции)», в котором содержится запрет на ограничение прав ВИЧ инфицированных: «Не допускается увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ инфицированных на основании наличия у них ВИЧ инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ инфицированных». Данный закон в отношении вопросов социальной защиты более прогрессивен, чем аналогичные законы многих западных стран.

В деятельности Центра СПИДа есть еще одна программа, которую можно рассматривать как основную в социальной работе с ВИЧ инфицированными и больными СПИДом, — программа кейс менеджмента (case management), то есть управление конкретной ситуацией. Это «подход по обеспечению своевременных услуг, связанных с комплексом потребностей клиента, на основе использования всех имеющихся в данном сообществе ресурсов, с тем, чтобы сохранить способность индивида как можно дольше выполнять выбранные им самим функции».

Исходя из того, что ВИЧ инфицированным и больными СПИДом обычно требуется целый комплекс медицинских и социальных услуг, одна из основных задач, стоящих перед социальным работником-кейс менеджером, — связать системы социального и медицинского обслуживания, скоординировать получение услуг в различных социальных и медицинских службах. То есть в данной модели роль социального работника — это, прежде всего, роль посредника и координатора, хотя социальных менеджер может дополнительно выполнять и другие функции:

Читайте также:  Вич сдавать натощак или нет

вмешиваться в кризисную ситуацию;

вести переговоры и защищать клиента при получении им услуг в другой организации;

информировать и консультировать клиента относительно ВИЧ / СПИДа;

оказывать психологическую помощь как самим клиентам, так и членам их семей.

Среди основных целей кейс менеджмента, связанного с ВИЧ инфекцией, характерных для работы практически с каждым клиентом, — интеграция различных услуг; сохранение независимости клиента и улучшение качества его жизни; увеличение медицинских познаний клиента относительно воздействия СПИДа на здоровье и пропаганда не рискованного поведения. Важным моментом является философия данного метода, основанная на признании прав любого клиента, независимо от образования, социального положения и т. п., на качественный уровень жизни: неприкосновенность частной жизни; конфиденциальность; самостоятельность клиента в принятии решений; не дискриминацию; право на заботу, сострадание, неосуждение поведения клиента; право на уважение и достоинство; право на получение квалифицированного обслуживания.

Отдельная часть стандартов кейс менеджмента регулирует деятельность персонала. Кейс менеджер должен обладать определенной квалификацией; иметь, как минимум, степень бакалавра в социальных науках, чаще всего в области социальной работы в социальных службах. Кейс менеджеру немедленно назначается руководитель — наставник, который не только определяет направление его деятельности, но и обеспечивает поддержку в работе. С ВИЧ инфицированными. Сам руководитель должен иметь опыт по обеспечению услуг больным СПИДом или другими хроническими заболеваниями, быть знакомым с местными социальными службами, знать все имеющиеся и потенциальные ресурсы, которые могут быть использованы при обеспечении услуг клиенту. Кейс менеджмент предполагает составление определенной документации, регулярных отчетов, и это тоже входит в обязанности социального работника — менеджера.

Анализ действующей в США системы социального сервиса показывает, что в ее центре находятся программы, действующие на всех уровнях, начиная с федерального и заканчивая уровнем местных или региональных организаций. В области как превенции СПИДа, так и обслуживания больных принцип социальных программ имеет ряд неоспоримых преимуществ. Социальная программа, во-первых, позволяет аккумулировать средства из различных источников, направляя их на решение единых проблем; во-вторых, принцип ее функционирования предполагает целевое использование средств; в-третьих, реализуемые чаще всего через негосударственные организации социальные программы находятся тем не менее под контролем государственных органов, что позволяет обеспечить целевое использование ресурсов и необходимый профессиональный уровень медицинских услуг; в-четвертых, программа является достаточно гибким и динамичным механизмом, что дает возможность вносить в случае необходимости определенные изменения, тем самым достигать более эффективного использования средств и ресурсов социальных служб.

Принципы развития программ устанавливаются также принятыми стандартами. Вот их основные положения:

принцип систематического планирования;

принцип постоянного взаимодействия персонала Центра с другими правительственными и общественными организациями, связанными со СПИДом;

регулярный (не реже одного раза в год) пересмотр программы, который включает совместный анализ программы менеджерами и руководителями, в первую очередь выяснение степени удовлетворенности клиента сервисом и внесение требуемых изменений для более полного удовлетворения потребностей клиента;

поощрение деятельности «совещательных групп». Группы, состоящие из клиентов, то есть представляющие обслуживаемое население, встречаются на регулярной основе, обсуждают полученный ими сервис, разрабатывают рекомендации относительно выполнения социальных программ, которые документируются и доводятся до сведения всего персонала;

ежегодный отчет менеджера, в которой дается оценка проделанной работе, исходящей из предписанных обязанностей и рабочих планов;

ежегодный отчет руководителя перед вышестоящими органами и финансирующими программу организациями.

Заключение

инфицированный кейс менеджмент

В настоящее время, вслед за признанием эпидемии СПИДа в России, тема СПИДа стала публично обсуждаться. И хотя сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что СПИД — проблема не только медицинская, но и социальная, социальным проблемам СПИДа по-прежнему уделяется недостаточно внимания. А некоторые из них требуют безотлагательного решения. ВИЧ инфицированный — это не только пациент медицинского учреждения, но и потенциальный клиент социальных служб, причем с каждым ВИЧ инфицированным, как правило, связано несколько человек, прежде всего родственников, также нуждающихся в социально-психологической помощи. Другими словами, необходимо создание действенной системы социального обслуживания данной категории населения.

Читайте также:  Реанимация для вич и туберкулез

В настоящее время в Санкт-Петербурге действует более десятка различных организаций, занимающихся в той или иной степени оказанием социальной и психологической помощи ВИЧ инфицированным и членам их семей. Значительная часть из них относится к негосударственному сектору. Среди основных видов деятельности данных организаций с ВИЧ инфицированными и больными СПИДом — психологическая помощь, телефоны доверия, проведения тренингов и семинаров как для специалистов, так и для ВИЧ инфицированных, но лишь некоторые из них занимаются социальной реабилитацией ВИЧ инфицированных, организацией групп самопомощи.

Проблемы, с которыми чаще всего приходится сталкиваться в ходе осуществления своей деятельности организациям, работающим в области СПИДа, достаточно сходны. Недостаточное финансирования и отсутствие эффективной законодательной базы. Одно из лидирующих мест среди основных проблем занимает и недостаток квалифицированных специалистов по социальным вопросам.

Люди, зараженные вирусом иммунодефицита или уже заболевшие СПИДом, большую часть жизни проводят вне больницы. Госпитализация необходима только в разгар острых клинических проявлений. К сожалению, в России не всегда можно было бы выписать больного для домашнего долечивания, так как зачастую ни врачи, ни служащие социальных служб не в состоянии обеспечить больному должную помощь и уход на дому. Поскольку, однако, число заболевших растет, социальным службам придется учиться этому.

Зарубежный опыт более прогрессивен в решении проблем в данной области. В частности в США организована единая крупная система центров для оказания социально-медицинской помощи ВИЧ инфицированным и больным СПИДом. Финансирование подобных центров осуществляется в основном из федеративного бюджета и бюджета штата. Все организации строго контролируются государством.

Забота о людях, зараженных ВИЧ или заболевшими СПИДом, — не такое уж трудное дело, надо лишь руководиться здравым смыслом.

Использованная литература

1. Азбука СПИДа: Пер. с англ./Под ред. Адлера М. — М.: Мир, 1991.

2. Ареркромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1997.

. Антология социальной работы. Т 1-5. — М., 1994-1996.

. Бородкина О..И. Социальный контекст превенции СПИДа. Учебно-методическое пособие. СПбГУ. 2000.

. Бородкина О.И. Социальная работа и СПИД//Вестник СпбГУ, 2000. — Сер.6, вып. 3.

. Исследования в области профилактики ВИЧ-инфекции: материалы семинара 19-23 мая 1999 г., Санкт- Петербург.

. Боханов А.И. Социальные обзоры за рубежом и в России. — М., 1999.

. ВИЧ инфекция и СПИД. Информация и практические советы людям с диагнозом ВИЧ и СПИД. — М.: Знание, 2001.

. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории и практики социальной работы. — М., 1997.

. Змумко Е.И., Белозеров Е.С. ВИЧ инфекция: руководство для врачей. — СПб: Изд-во «Питер», 2000.

. Козлов Л.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. — М., 1997.

. Покровский В.В. ВИЧ инфекция. — М.: Медицина, 1993.

. Покровский В.В. Эпидемиология и профилактика ВИЧ инфекции и СПИД. — М.: Медицина, 1996.

. Российская социологическая энциклопедия. — М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА, 1998.

. Социология на пороге XXI века: основные направления исследования. — М.: РУСАКИ, 1999.

. Современная западная социология: Словарь. — М.: Полиздат, 1990.

. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.

. Теория и методология социальной работы. — М., 1994.

. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1-2. — М., Тула; 2000.

. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. — М., 1995.

. Федеральный закон «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ инфекции)», 30 марта 1996 года.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Зарубежный опыт работы с вич инфицированными
Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Зарубежный опыт работы с вич инфицированными
Мы поможем в написании ваших работ!

Зарубежный опыт работы с вич инфицированными
Мы поможем в написании ваших работ!

Зарубежный опыт работы с вич инфицированными
Мы поможем в написании ваших работ!

Источник